Почему малый бизнес не спешит внедрять банковские зарплатные проекты

«Зарплатные проекты» помогли банкам сформировать армию держателей пластиковых карт из числа сотрудников крупных предприятий. Теперь борьба постепенно перемещается в сегмент средних и малых компаний. Однако в этой среде много скепсиса на этот счет.

бюджет

Банковская пластиковая карта, став привычной для приморцев, не выполняет главной своей функции — расчетной. По некоторым оценкам, лишь несколько десятков тысяч жителей края регулярно используют «пластик» для покупок. Остальные вспоминают о современном финансовом инструменте тогда, когда требуются наличные. Происходит это в лучшем случае несколько раз в месяц, в худшем — только раз, в день перечисления заработной платы на карточный счет. Удивляться такому положению дел бессмысленно: основным способом продвижения «пластика» в широкие массы были и остаются «зарплатные проекты». На их долю приходится до 80% (если не больше) всех выпущенных в Приморье карт.

Популярность «зарплатных проектов» объясняется тем, что при переводе зарплаты в «пластик» снижаются затраты на содержание бухгалтеров и кассиров, появляется возможность сократить очереди в день выдачи зарплаты. Для банков же это дешевые пассивы в виде остатков на счетах, а также дополнительные комиссии.

— «Зарплатным проектом» можно управлять, не выходя из офиса, с помощью специализированного безопасного канала доставки информации «банк-клиент», — рассказала Рушания Баязитова, начальник отдела по работе с малым бизнесом Владивостокского операционного офиса ОАО «НОМОС-Региобанк». — Также важна экономия предприятия на инкассации и снижение рисков при транспортировке и хранении наличных на выплату заработной платы. А для сотрудника, получающего заработную плату на карту, снижены процентные ставки по потребительскому кредитованию и сокращен пакет документов на кредит или кредитную карту. Держатели карт могут оплачивать кредит через интернет или банкоматы с функцией приема наличности, оплачивать картой коммунальные платежи, услуги сотовой связи, товары и услуги без комиссий, пользоваться услугами круглосуточной службы поддержки для оперативного решения вопросов, снимать наличные без комиссии в банкоматах НОМОС-Региобанка и более чем в 11 тыс. банкоматов банков-партнеров Объединенной расчетной системы по всей России.

Поскольку на сегодня основные крупные предприятия «поделены», банки стремятся заполучить в свои ряды компании малых форм. Как поясняют банкиры, трудностей в работе с клиентами, имеющими небольшой штат сотрудников, возникнуть не может. «Мы имеем отработанную схему выпуска зарплатных карт, а также опыт и возможность реализации «карточных» проектов для предприятий любого масштаба, включая компании, численность сотрудников которых не достигает 10», — объяснила Алина Карпинская, начальник управления массового бизнеса филиала «Хабаровский» ОАО «Альфа-Банк».

Сергей Кутепов, начальник отдела банковских карт ОАО «Роял Кредит Банк»: «Большой разницы между «зарплатными проектами» крупных и мелких предприятий не существует. В любом случае в банке есть куратор данного направления, который решает все вопросы, которые возникают при реализации совместного проекта».

Впрочем, не все преимущества очевидны. Неудобство доставляет множественность платежных систем. И даже в рамках одной системы банкоматные сети различных банков оказываются локализованными.

Алина Карпинская: «Содержание собственной разветвленной банкоматной сети требует больших вложений и привлечения значительных человеческих и временных ресурсов. На текущий момент пластиковые карты многие пользователи не расценивают как платежный инструмент, а используют только для получения заработной платы, что снижает экономическую эффективность построения собственной сети».

Раздробленность «карточных» проектов — не единственная причина скромных показателей в малом секторе. Другая — «серые схемы». Ольга Ворожбит, доктор экономических наук: «Ситуация обострилась в связи с повышением отчислений во внебюджетные фонды, которые в 2011 г. возросли для малого бизнеса с 14% до 34%, хотя с 1 января 2012 г. совокупные отчисления во внебюджетные фонды снижены для всех предприятий до 30%».

Владимир Снитко, генеральный директор ООО «Бизнес-Консалтинг»: «Предприятия «спрятались», предпочитая положенным по закону выплатам наибольшую прибыль и, как следствие, более высокую зарплату для своего персонала. Кроме того, еще одна причина не пользоваться малому бизнесу «зарплатными проектами» — небольшой штат сотрудников. Для компании, где работает несколько человек, перевод зарплаты на карточки, их открытие и т.д. является усложнением своей жизни».

Алина Карпинская: «Проблема теневых зарплат имеет два аспекта: социальный и бюджетный. Причем они настолько тесно переплетены, что разделить их довольно трудно. «Серые» схемы являются «привычкой» малого бизнеса. Задача банка — донести потенциальным клиентам альтернативные варианты развития и построения бизнеса».

Игорь Кравцов, председатель приморской Ассоциации транспортных компаний: «Зарплатные проекты» удобны, но менталитет в России таков, что ощущается недоверчивое отношение к «пластику». Поэтому остается толика скепсиса. Если говорить о транспортной отрасли, то нам удобен любой вид оплаты труда. Но предположим, что все транспортники перейдут на безналичную оплату труда. Тогда на пути встанет препятствие в виде сотрудников из стран ближнего зарубежья: им банковские карты не интересны в принципе. Поэтому вопрос о том, нужны ли «зарплатные проекты», во многом зависит от состава трудящихся».

Источник: «Конкурент», Анна Рыкова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *