Извлечение из правил

На Дальнем Востоке намерены в ближайшие пять лет удвоить объемы производства горнодобывающей промышленности. Серьезные предпосылки для этого налицо.

горнодобывающая промышленность

Увеличить производство в два раза позволят несколько проектов, реализуемых на территории ДФО в последние два года. В Чукотском автономном округе начата разработка крупного золотосеребряного месторождения «Купол», мощность предприятия — миллион тонн руды в год. На территории Магаданской области реализуется проект по переработке руд месторождения «Сопка Кварцевая» и ряда других на Кубакинской золотоизвлекательной фабрике, производительность которой 850 тысяч тонн руды в год. Здесь же применена технология кучного выщелачивания на месторождении «Биркачан», что даст до миллиона тонн руды в год. В минувшем году в Хабаровском крае запущена обогатительная фабрика на месторождении «Албазино» с годовой производительностью 1,5 миллиона тонн руды. Осуществлен проект «Сахалин-2» по промышленной разработке и эксплуатации месторождений углеводородов на шельфе. В ближайшее время будут осуществлены еще несколько проектов, причем реализация их уже ведется.

В Амурской и Еврейской автономной областях на базе Кимкано-Сутарского месторождения создается комплекс предприятий черной металлургии со всей энергетической, транспортной и социальной инфраструктурой, который нацелен на глубокую переработку местного железорудного сырья. По плану ввод его в эксплуатацию произойдет в 2013-2014 годах. Общая сырьевая база месторождения — свыше 1,2 миллиарда тонн руды, содержащей более 500 миллионов тонн железа.

Следующий проект — это освоение месторождения «Майское» в Магаданской области, которое предполагает получение золотосодержащего концентрата и его транспортировку на Амурский гидрометаллургический комбинат в Хабаровском крае. Производительность оценивается в 850 тысяч тонн сульфитной руды в год, а запасы — более 150 тонн золота.

На 2013 год намечен запуск первой очереди ГОКа на крупнейшем в стране и третьем по величине в мире месторождении «Наталка». Запасы золота здесь составляют 1449,5 тонны. Мощность первой очереди — переработка 10 миллионов тонн руды и производство 15 тонн золота в год.

Кроме того, в ДФО имеются месторождения редких металлов, запасы марганцевых и апатитовых руд, урана, которые пока не осваиваются. Дальневосточный округ обладает крупнейшей в стране угольной сырьевой базой (12 процентов общероссийской) с полным набором углей различного марочного состава. Мощным резервом являются углеводороды, прежде всего на слабо изученных территориях Якутии, а также в акватории шельфов дальневосточных морей. Прогнозные запасы углеводородов ДФО составляют пятую часть общероссийских.

Предъявите лицензию

Однако ресурсный потенциал региона используется далеко не полностью и не всегда эффективно. Упущенная выгода в горнодобывающей промышленности от несоблюдения лицензионных соглашений, затягивания ввода мощностей по добыче (угля, например), низкое освоение запасов золота, по оценкам, составляет порядка 120 миллиардов рублей, или 17-18 процентов общего производства сырьевого сектора.

— Объемы добычи полезных ископаемых в регионе могут быть выше, но рост сдерживается из-за ряда проблем, — подчеркивает заместитель полпреда президента РФ в ДФО Владимир Сыркин. — Одна из основных — несовершенство законодательства о недрах и системы лицензирования участков недр.

В федеральный закон «О недрах» неоднократно вносились изменения. Несмотря на это, в нем сохраняется значительное количество неопределенностей, имеются несоответствия с другими нормативно-правовыми актами, что не способствует эффективному использованию природных богатств.

— В Магаданской области сегодня действуют 503 лицензии на твердые полезные ископаемые, тогда как еще недавно их было 1100, — приводит пример губернатор Николай Дудов. — На протяжении нескольких лет отмечается постоянное сокращение количества лицензий. Это напрямую связано с усложнением процесса получения разрешений из-за необходимости рассмотрения и утверждения перечня объектов лицензирования в Роснедрах. Процедура занимает много времени и не учитывает особенности недропользования, особенно на россыпях.

Но даже получение лицензии не означает, что залежи будут эффективно и рационально использоваться. На той же Колыме за три последних года досрочно прекращено действие 39 лицензий на право пользования недрами. Причина — невыполнение лицензионных соглашений. Нарушения при этом типичны: пользователь либо не приступил к разработке месторождений, либо не выполняет условия лицензии по объемам добычи.

По информации администрации Магаданской области, ежегодно не используется порядка трети лицензий, из которых до половины — в течение двух лет и более. Процедура досрочного прекращения продолжительна, порой затягивается до двух лет, что свидетельствует о ее недостаточной регламентации.

В целом по ДФО в реестре числится 2089 действующих лицензий на пользование участками недр. По 345 из них (16,5 процента) лицензионные условия не выполняются. С 2008 года территориальные органы Росприроднадзора по ДФО направили в Роснедра 406 предложений по изъятию лицензии на право пользования недрами, изъято 250 (62 процента).

— Необходимо добиваться безусловного выполнения лицензионных соглашений, — настаивает полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев. — Их исполнение означает, что компании действуют, создают дополнительные рабочие места, развивают инфраструктуру, платят налоги — на прибыль, на имущество и другие.

Еще одной проблемой в развитии горнодобывающего комплекса стало то, что крупнейший национальный актив — минерально-сырьевая база — не в полной мере используется во благо обществу.

Для изменения вектора, считают специалисты, стоимостный анализ минерально-сырьевой базы необходимо осуществлять исходя из оценки извлекаемой ценности недр и кадастровой стоимости. В основе кадастровой оценки недр должен лежать расчет дифференцированной горной и ценовой ренты. Именно они должны быть основой планируемых или получаемых доходов от освоения минерально-сырьевого потенциала. А эти доходы в свою очередь следует справедливо распределять между государством, обществом и бизнесом.

Кроме того, увеличить кадастровую стоимость участков недр призвано создание инфраструктурных объектов (железнодорожных и автомобильных линий, газо- и нефтепроводов, энергетических объектов). Одновременно эта деятельность повышает и привлекательность минерально-сырьевого потенциала округа. Учитывая сложные горно-геологические и климатические условия Дальнего Востока, государство должно принимать непосредственное финансовое участие в создании необходимой здесь инфраструктуры для освоения месторождений.

Не золотом единым

Добыча драгоценных металлов и углеводородов в настоящее время играет определяющую роль в развитии горной отрасли ДФО. Вместе с тем перед каждым субъектом Федерации стоят специфические задачи.

Так, основу финансовой стабильности Чукотского автономного округа составляет извлечение золота — последние несколько лет его ежегодно добывают 20-25 тонн. Но особую значимость для Чукотки, по словам губернатора Романа Копина, приобретает скорейшая разработка гигантского медного месторождения «Песчанка» с ресурсным потенциалом в 27 миллионов тонн меди и 1600 тонн золота. Сейчас здесь ведется интенсивная геологоразведка.

В Магаданской области одной из проблем отрасли считают нерешенность вопроса о разработке техногенных россыпей металла. А они, по оценкам, могут дать до 500 тонн золота. Кроме того, «завис» закон о добыче россыпного золота частными предпринимателями. Между тем разрешение вольного приноса способно создать новые рабочие места, особенно в небольших поселках.

— Мы не ждем в случае принятия закона о вольном приносе значительного роста объемов добываемого золота, поскольку старатели-одиночки не смогут соревноваться с крупными горными предприятиями, — говорит Николай Дудов. — Его основная задача — дать возможность заработать тем, кто сегодня готов мыть золото самостоятельно. При этом они согласны работать на тех месторождениях и горных отвалах, которые не представляют интереса для крупных предприятий. Например, на площадях Сусуманского ГОКа работают вольноприносители: около ста человек официально сдали в кассу 45 килограммов металла, обеспечив дополнительный доход для своих семей.

На Колыме предпринимают шаги по диверсификации горной отрасли, поскольку власти стремятся уйти от моноресурсной экономики, основанной исключительно на золотодобыче. Здесь ищут инвесторов для разработки месторождений меди, олова и бурого угля. Готовятся добывать сурьму, железную руду и свинец. Рассчитывают в ближайшее время начать работы на месторождениях углеводородов на магаданском шельфе.

Добыча углеводородов и сформировавшийся на этой основе нефтегазовый комплекс, по мнению губернатора Александра Хорошавина, стали драйвером экономического роста Сахалинской области. Одна из задач в этой сфере — вовлечение в оборот газа по проекту «Сахалин-1». Но договоренности между Газпромом и компанией-оператором отсутствуют, газовая фаза проекта развития не получает. В связи с этим и государство, и область несут серьезные потери. Помимо развития угледобычи на острове также обсуждают варианты создания углехимического производства на базе низкокалорийных углей и уже реализуют проект по производству торфяных пеллет объемом до миллиона тонн в год.

Справка «РГ»: На территории Дальневосточного федерального округа эксплуатируются 827 месторождений 25 видов полезных ископаемых. Значительную долю в общероссийском балансе представляют алмазы (запасы — 80 процентов, добыча — 100 процентов), золото (33 и 44 соответственно), серебро (35 и 65), цветные металлы: олово (92 процента запасов и 99 — добычи), свинец (10 и 38), горно-химическое и горнорудное сырье: бор (100 и 100), плавиковый шпат (40 и 82).

В настоящее время объем отгруженных товаров в ДФО по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» составил свыше 690 миллиардов рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 63 процента. В общей сумме налоговых поступлений в бюджетную систему РФ от субъектов округа четверть платежей приходится на предприятия горнодобывающей отрасли. В целом рентабельность добычи полезных ископаемых в последние годы имеет позитивную динамику и доходит до 35 процентов.

Источник: «Российская Газета», Татьяна Дмитракова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *