Росреестр уходит в Сеть

Сегодня во взаимоотношениях граждан и организаций с ведомствами государство стремится перейти на электронный документооборот. Не стал исключением и Росреестр: уже к осени этого года часть документов должна предоставляться в электронном виде. Уметь работать с такими документами необходимо для всех, чья профессиональная деятельность связана с Росреестром, в частности для кадастровых инженеров.

росреестр

На прошлой неделе во Владивостоке прошел круглый стол на тему «Оказание государственных услуг в электронном виде: организация электронного взаимодействия с Росреестром». На мероприятии, организованном специалистами «Деловой Сети» совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю, обсудили вопросы, связанные с новыми формами взаимодействия.

За день, а не за месяц

Традиционно общение госорганов и граждан не отличается удобством. Люди приходят в тот или иной орган того или иного ведомства, их выслушивают и отправляют в десяток мест за разными справками, необходимыми для получения требуемой госуслуги.

— Но теперь все изменилось. С 1 ноября прошлого года федеральные органы власти не имеют права испрашивать у гражданина те документы, которые могут запросить самостоятельно. С 1 июля 2012 органы местного самоуправления также не имеют права их испрашивать, — сообщил заместитель директора филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Приморскому краю Максим Малышев.

В областях, связанных с учетом недвижимого имущества, также происходят подобные изменения. Росреестр переходит на электронный документооборот и для проведения действий по регистрации недвижимости уже не требуются кипы бумажных документов. Благодаря новым технологиям, весь процесс регистрации становится намного проще. Важно, что оформление документа (например, межевого плана) в электронном виде не допускает предвзятости при оформлении документов, немотивированных отказов под предлогом, скажем, неправильно проставленной запятой. Состав документа проверяется автоматически. В итоге снижется риск коррупции.

— Если работать по старинке, то кадастровым инженерам приходится составлять горы бумажной документации, тратя огромное количество времени. И потом на совещаниях у губернатора мы слышим, что на подготовку того или иного объекта нужен месяц для подготовки документов. А внедрением электронного документооборота потребуется всего несколько дней, и то в случае, если объект большой, — заметил Максим Малышев.

С 1 июля 2012 года при постановке на кадастровый учет межевой план будет необходимо предоставлять, помимо бумажного документа, в xml-схеме. А с 1 сентября необходимо будет предоставлять в электронном виде и технический план.

— Я надеюсь, что оставшегося времени хватит, чтобы кадастровые инженеры научились пользоваться нужными для создания таких документов программами и получили электронную подпись, — сказал Максим Малышев. — И тогда работать им станет удобнее. Если мы делаем межевой план сразу в электронном виде и подаем заявку на регистрацию через интернет-портал Росреестра, то бумажный документ не нужен вообще! Точнее, возможно, придется приложить только один бумажный документ — схему на кадастровом плане территории. Но уже не надо заполнять графические разделы, оформлять чертеж, обзорную схему и многое другое.

Не сломать и не украсть

Для построения любой системы электронного документооборота, в том числе и рассмотренной на круглом столе системы взаимодействия граждан и организаций с Росреестром, необходимо, прежде всего, обеспечить юридическую значимость документов.

Дело в том, что сами по себе электронные документы, как правило, не имеют юридической силы, так как не имеют никакой защиты от изменения и не обеспечивают конфиденциальность передаваемой информации. Юридическую значимость им придает электронная цифровая подпись (ЭЦП).

— Электронная цифровая подпись заменяет традиционную. И нужна она для тех же целей — придания документу юридической значимости. Ведь обычный электронный документ подделать необычайно легко, тогда как с электронной подписью сделать это невозможно. Если в документ внесли изменения (после подписания), то принимающая сторона просто не сможет его прочитать. А если и сможет, то будет видно, что подпись нарушена, — сообщил коммерческий директор ЗАО «Сервер-центр» Александр Холод.

Чтобы поставить такую подпись под документом, нужно быть владельцем сертификата — набора информации о владельце, записанном на носителе. Как правило, это специализированная флэшка.

— ЗАО «Сервер-центр» является удостоверяющим центром, где любой человек, предъявив определенный набор документов, может получить ЭЦП. И эту подпись можно применять, конечно, не только на портале Росреестра, но в других информационных системах.

Удобно, но…

Обмен документами в электронном виде позволяет сделать работу проще, надежнее и безопаснее. Однако не все спешат воспользоваться современными технологиями. Одни просто боятся нового. Многим с непривычки кажется, что использование ЭЦП — это что-то невообразимо сложное. Хотя это вовсе не так.

Бывает, что людям это не слишком интересно и по другим причинам.

— Я общался с коллегами из Красноярска, они проводили, по сути, социологическое исследование, почему кадастровые инженеры иной раз не хотят переходить на электронный документооборот. Выяснилось, что некоторым инженерам это не дает никаких преимуществ. В случае традиционной документации инженер уходит «на сдачу документации» на целый день, тратит на это, скажем, час или два, остальное время — свободен. Хочешь — на пляж, хочешь — по магазинам. Тогда как электронная сдача вынуждает их находиться на своем рабочем месте. Отчасти это и является причиной, почему электронный документооборот приходится внедрять не только «снизу», но и «сверху», принудительно-добровольным порядком, — подытожил Максим Малышев.

Евгений Петров

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *