Урбанистические мечты

Во Владивостоке, в кампусе Дальневосточного федерального университета на острове Русский состоялся первый урбанистический форум Владивостока «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития».

Урбанистические мечты

На форум с замысловатым названием съехались эксперты, предприниматели, общественные деятели и представители органов государственной и муниципальной власти России. По сути, повестка форума повторяла прошедшую парой недель назад урбанистическую конференцию. Зачем потребовалось еще одно схожее мероприятие — неясно.

— Город устремлен в будущее. Его новая роль и новая миссия во многом определены — это крупный российский экономический, политический и культурный центр, коммуникативная площадка России и стран АТР, — отметил в своем выступлении глава Владивостока Игорь Пушкарев.

Официальная точка зрения: подготовка и проведение саммита АТЭС-2012 создали предпосылки для вхождения Владивостока в сеть городов, которые называют «мировыми», «глобальными», «международными». Для определения будущего Владивостока большой интерес представляет опыт «глобальных городов» азиатских стран. В Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года, утвержденной Думой Владивостока в 2011 году, декларирована готовность стать «мировым городом для людей». Одним из средств развития названо формирование агломерации на территории нескольких муниципальных образований, прилегающих к Владивостоку.

— Сегодня городские агломерации должны создаваться в Сибири и на Дальнем Востоке, — говорит директор Института опережающих исследований им. Е. Шифферса Юрий Громыко. — В основе территориализации глобальных городов лежит формирование инфраструктурного поколения, обеспечивающего связанность территории и перспективную стратегию его развития: профессии, которыми может долго и выгодно заниматься молодежь, и новые нормы социальной инфраструктуры. Причем эта инфраструктура может затрагивать территории нескольких, близлежащих стран.

Но кто будет жить в этих агломерациях? Несмотря на заклинания чиновников о неуклонном приближении благополучной жизни на Дальнем Востоке и в отдельно взятом Владивостоке в частности, население не верит в обещания и продолжает покидать Приморский край. Только за январь-сентябрь 2014 года численность населения края уменьшилась на 5 тысяч человек. Сокращение на 80% происходило за счет миграционного оттока, сообщает Приморскстат.

Да, сегодня на юге Приморья и во Владивостоке реализуются индустриальные проекты в сфере автомобилестроения, судостроения, транспортной, энергетической инфраструктур. Однако эти похвальные начинания не принесли процветание в край — уровень жизни приморцев по-прежнему ниже, нежели в среднем по России. И многие, как и годы назад, мечтают уехать из края.

В этих условиях создать густонаселенную агломерацию, подобную «глобальным городам азиатских стран» можно или за счет внутрикраевой миграции и превращения территории остального края в пустыню. Или стимулируя переезд населения из других стран — Китая, Узбекистана, Таджикистана, что не вызывает особой радости у еще не уехавших на запад России обитателей Приморья.

Затронули на форуме и модную тему территорий опережающего развития (ТОР). Как заявил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Осипов, создание таких территорий поможет крупным дальневосточным городам быть в русле основных трендов развития в XXI веке — глобализации, модернизации и урбанизации. — Минвостокразвития подготовило концепцию ТОСЭР на острове Русском, — сообщил Александр Осипов. — Она включает пять составляющих — образовательную, научную, исследовательскую, выставочную и туристско-рекреационную».

Звучит оптимистично, однако остров Русский уже давно является особой зоной и имеет официальный статус ОЭЗ (открытой экономической зоны). За прошедшее с 2010 года время была разработана концепция развития ОЭЗ на Русском, велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений, проводилось стратегическое планирование развития территории. Но не далее как в августе этого года правительство РФ предложило лишить Русский такового статуса — из-за невостребованности — частные инвесторы интереса к ОЭЗ так и не проявили. За четыре (!) года существования ОЭЗ на Русском, в ней не было зарегистрировано ни одного резидента, что, в соответствии с законом, дает основания для досрочного прекращения ее существования. Окажется ли удачной новая попытка? Возможно, ситуацию изменит новый закон о территориях опережающего развития.

Депутат Думы города Владивостока Владимир Исаков: «Основная тематика форума — это определение приоритетов глобального развития Владивостока. После саммита АТЭС-2012 нам досталось богатое наследие. Теперь мы должны ответить на вопросы, как использовать геополитические и логистические преимущества города; как правильно изменить генплан, чтобы дать толчок развитию Владивостока как города-хаба; как сделать так, чтобы город стал лучше, краше, комфортнее, экономически привлекательнее. В этом смысле агломерация должна помочь росту экономики Владивостока. В России от Урала нет ни одного места, кроме нашего города, где такую агломерацию можно создать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *