Фальш-форель

В Европе на смену скандалу с кониной в мясных продуктах пришел «рыбный скандал». От четверти до трети всех рыбных полуфабрикатов на европейских прилавках содержит более дешевую рыбу, чем та, что указана на упаковке, обнаружили европейские эксперты.

рыбный скандал

Рыбка под вопросом

И это только начало. Фальсификация, как и в случае с кониной, была обнаружена с помощью ДНК-дактилоскопии пищевых продуктов. Этот метод окончательно подтвердил свою эффективность на полях сражений торговых войн. В ближайшем будущем нас всех ожидает целая череда увлекательных открытий относительно того, что мы едим и пьем на самом деле, сообщает РИА «Новости».

Для большинства из нас, наверное, будет по-человечески близко и понятно искреннее возмущение американцев и европейцев, когда вместо ручьевой форели им скармливают выращенную в садках, вместо акульего филе — нильского окуня, а вместо рыбы-меч — акулу. Но их гнев по поводу подмены синеперого тунца большеглазым, а корифены махи-махи желтохвостой лакедрой будет уже не так понятен. Резюме же, скорее всего, будет таким: зажрались!

Что касается немногочисленных отечественных гурманов, для которых это важно, то они прекрасно знают, где можно заказать чилийского сибаса и не опасаться, что вместо него принесут на тарелке банального пресноводного лаврака, пойманного на червяка где-нибудь в Арканзас-ривер. Так что для нашего общепита подобные скандалы не актуальны.

Вероятно, результаты европейских экспертов сильно заинтересуют российских любителей суши, которых у нас немало, особенно в крупных городах. Им будет интересно знать, какую на самом деле рыбу они едят в виде трендовых снэков. Не подменяют ли им норвежского лосося горбушей?

Но в целом рыбы мы едим в 1,5-2 раза меньше, чем в странах ЕС и США, и рыбный ассортимент у нас намного беднее, чем там. Это не котлеты с пельменями, а потому скандал с фальсифицированной рыбой вряд ли разрастется у нас до масштабов «конского», даже если в дело вмешается лично Геннадий Онищенко. Максимум, что нам грозит, это минтай вместо трески. И такие подмены уже обнаружились.

Надо сказать, что история с подменой рыбы не нова. Нынешний доклад европейских экспертов почти дословно совпадает с докладом полуторамесячной давности американской некоммерческой организации Oceana, где тоже говорилось о подмене в рыбных полуфабрикатах и блюдах дорогих и редких сортов рыбы на более дешевые и распространенные.

Опубликовали его американские общественники в двадцатых числах февраля этого года, то есть в самый разгар скандала с кониной, а потому в Европе его просто не заметили. Не сильно он взволновал и американцев. В марте сенат США пообещал подготовить законопроект о повышении прозрачности рынка морепродуктов.

Впрочем, то, что рыбу в магазинах и ресторанах им подменяют, не было новостью для рядовых американцев. Правительство США еще в 2009 году признало, что такая проблема существует и носит массовых характер. Однако каких-либо демонстраций, громких бизнес-скандалов и отставок в правительстве по этому поводу в США до сих пор не замечалось.

ДНК-войны

В общем, произошла вполне ожидаемая вещь. Бизнес, зарабатывающий на подмене дорогой рыбы на дешевую, поймали за руку — сначала в США, а теперь в Европе. Последуют разбирательства и наказания виновных. Сенсации в этом нет, такова суть любого бизнеса: купить дешево, продать дорого. Удивительно лишь, что этого не случилось раньше. Но и это объяснимо.

Метод ДНК-дактилоскопии, который исходно был разработан в середине 1990-х для уличения преступников, а с начала 2000-х стал широко применяться для выяснения отцовства в гражданском судопроизводстве, только в текущем десятилетии вышел за рамки криминалистики и нашел себе новое и благодатное поле применения. Бескрайнее, можно сказать, поле.

Первой ласточкой был международный скандал с лошадиной ДНК в говяжьих бургерах и лазаньях. Сейчас — рыбный скандал. В промежутке между ними — обнаружение вроде бы следов свиной ДНК в халяльной продукции солидного отечественного мясокомбината — со всеми репутационными и прямыми денежными потерями комбината из-за этого.

Джинн выпущен из бутылки. Остается только ждать, что и кто будет следующим. Долго ждать не придется. ДНК-анализ уже достаточно рутинная и сравнительно недорогая процедура. Проверить теперь можно все, что содержит ДНК. А содержит ее практически все, что мы едим и пьем.

Можно не сомневаться, что прямо сейчас, в то самое время, когда вы читаете эти строки, где-то вовсю идет анализ дорогого шоколада на содержание сои, черной икры — на куриные гены, сыра камамбера — на ДНК пальмы, чудесных йогуртов — на РНК гнилостных кишечных бактерий клостридий, и много других не менее захватывающих научных исследований.

Под ударом даже содержимое бутылок со спиртным. Создать большие проблемы любой торговой сети или разорить любой винный бутик теперь не проблема, достаточно лишь найти в бутылке ДНК не того сорта винограда, который обозначен на этикетке.

Лишь один продукт может стоять на полках спокойно. Водка. В водке ДНК нет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *