Продать онлайн

Если в западной части страны интернет-торговля растет семимильными шагами, то на Дальнем Востоке рынок электронной коммерции остается одним из самых малоосвоенных сегментов бизнеса.

онлайн-магазины

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом квартале 2016 г. дальневосточный онлайн-ретейл в сфере бытовой техники и электроники вырос всего на 4%, а e-commerce-отделы офлайн-магазинов и вовсе ушли в минус (–1,4%). В результате доля интернет-торговли в общем обороте розничной торговли Приморья не превышает 0,2%.

Читайте также: Самые последние новости России и мира на сайте nrus.info

«Довольно долго у нас была сеть офлайн-магазинов. Потом мы постепенно перешли полностью в онлайн и уже шесть лет ведем свое дело в интернете — нас это устраивает. Расходы сократились в разы: не платим аренду, нет продавцов и других затрат. Специфика нашего интернет-салона такая, что это семейный бизнес. В нем участвуют все члены семьи: сыновья, их жены, муж и я. Мы даже посторонних сотрудников не привлекаем», — рассказали «К» в интернет-салоне «Зоовлад».

Еще каких-то два-три года назад представители e-commerce рассказывали нам о грядущей смерти офлайновой торговли и переходе ее в онлайн. Футуристическая картина ретейла в глазах апологетов интернет-торговли выглядела очень красиво. Идея заключалась в том, что покупать через интернет мы будем все. Время — это деньги, зачем ходить по магазинам? Но интернет-торговля в Приморском крае «стрельнула» только у известной аптечной сети. Другие попытки создать интернет-площадку бурного успеха не принесли.

Раз захват, два захват

E-commerce сегодня — это одна из наиболее капиталоемких и клиенто­ориентированных сфер интернет-рынка, охватывающая продажи множества категорий товаров и услуг. По данным АКИТ, ежемесячно россияне совершают 1,19 млрд визитов на 358 тыс. онлайн-площадок, проводя на сайтах магазинов 3,1 млрд минут. В 2015 году e-commerce пережила большие потрясения, так как валютные колебания сильно ударили по закупочным ценам, а снижение реальных доходов населения отрази­лось на покупательной способности. Однако в 2015?г. рынок вырос на 7% и составил 760 млрд руб., и, по прогнозам АКИТ, к концу 2016?г. рынок обеспечит себе рост на 15%, а объем в денежном эквиваленте превысит 850 млрд руб. Впрочем, как объясняют эксперты, взлет в большей степени аргументируется ростом цен, а не количеством заказов. Но благодаря своей малой доле в ретейле в целом е-commerce продолжает расти за счет того, что «отъедает» долю у офлайна.

В этих условиях привлекательными остаются нишевые и узкоспециализированные проекты. За исключением, пожалуй, рынка бытовой техники и электроники — этот сегмент уже насыщен, и получить нормальную доходность здесь крайне сложно. Вторым по наполненности на рынке e-commerce стал сегмент «обувь, одежда, аксессуары», хотя еще недавно именно здесь наблюдалась нехватка игроков. Только возврат инвестиций в e-commerce теперь исчисляется годами — почти так же, как на рынке офлайнового ретейла. В этом смысле торговля онлайн и офлайн уж практически сравнялись. Входить в крупный e-commerce-бизнес на краткосрочной перспективе уже невыгодно в любом сегменте: все инвестиции уйдут на борьбу за долю рынка, захват и удержание клиента.

Александр Литвиненко, генеральный директор студии «Айкреатив»: «Создание сайтов для интернет-магазинов сейчас очень востребовано. Не сказать, конечно, что их количество меньше, чем несколько лет назад, но смело можно заявить, что оно держится на одном уровне. Если говорить конкретно о специфике Приморья, то здесь, конечно, интернет-магазинов меньше, чем в среднем по стране. Больше всего их в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге. Что касается специфики, то наши магазины в основном продают товар с «ТаоБао». Но некоторая часть из них спустя какое-то время закрывается. Суть в том, что изначально магазину нужен просто интернет-каталог, чтобы клиент мог посмотреть товары, которые есть у продавца. Потом его пытаются переделать в полноценные интернет-магазины, не каждый с этим справляется.

Есть и другая проблема — когда у человека пропадает желание заниматься своим интернет-магазином. Вот он вложил на его создание 3 тыс. рублей, а через месяц понял, что у него нет желания дальше заниматься им. Есть примеры, когда сайты закрываются через день, а есть и те, которые уже успешно работают более трех лет. Важно еще правильно нацелить продажу: если это вся Россия и страны СНГ, то работать можно. Если только Приморский край, то успешно вести дело очень тяжело. Увеличение интернет-магазинов в Приморье может произойти только тогда, когда население региона будет увеличиваться».

Смешной масштаб

По словам маркетолога Александра Привалова, для того чтобы интернет-магазин «стрельнул», нужно три составляющих: удобный сайт, надежный сервис и уникальность. «Во-первых — сам сайт, на котором осуществляется торговля, должен быть удобным, логичным, приятным визуально и простым. Во-вторых — у покупателей культура потребления товаров через сайт в целом сформирована, но нет должного уровня доверия к «местным» игрокам, так как на этом фоне федеральные игроки с длинной историей выглядят «надежнее», — считает Привалов. — Нужно вкладывать деньги в том числе и в сервис — гарантийное обслуживание, соблюдения закона о защите прав потребителей, внутренний контроль качества. Все это позволит совершать покупки спокойно, комфортно, уверенно. Ну и в?третьих — надо непрерывно работать над ценностями, которые формирует бизнес. Многие местные компании играют в ту же игру, что и более крупные оппоненты, но при этом забывая формировать уникальные ценности, которые их выгодно отличат и помогут выиграть в конкурентной борьбе».

Как правило, чтобы создать хороший стартап, должна быть хорошая платформа. По словам экспертов, хороший интернет-магазин не может стоить дешево. А если он вообще будет ориентироваться только на Владивосток, то вкладываться в него нет смысла. «Если кто-то собирается делать интернет-магазинчик во Владивостоке, то я сразу скажу, что венчурных инвестиций он не поднимет никогда. Потому что никому не интересен такой смешной масштаб. Будет интересно, если начнется магазин во Владивостоке, а потом разойдется на всю страну, то возможно. Масштабно выйти на рынок крайне сложно. Можно открыть за три копейки маленький интернет-магазинчик и радоваться жизни, но ничего не зарабатывать. А чтобы зарабатывать, то нужно вложить деньги в продвижение, а для этого нужен склад товара, хорошая логистика, хорошие цены», — сообщил Андрей Косолапов, организатор проекта бизнес-акселератора «Инновационный Реактор».

Логистика — проблемный фактор для интернет-торговли. Согласно исследованию «Яндекс.Маркета», с ростом в России интернет-магазинов заметно увеличилось число покупателей, столкнувшихся с проблемами при доставке товара. За прошедший год среди тех, кто делал покупки за границей, 26% получили некачественный товар, 12% — не то, что заказывали, 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги. В Приморье дела с доставкой товаров из-за рубежа обстоят не лучшим образом. Несмотря на то, что в регионе представлены такие крупные торговые площадки, как OZONE, TaoBao и Aliexpress, заказ до покупателей идет месяцами и не всегда приходит.

Дмитрий Алексеев, генеральный директор сети магазинов «ДНС»: «По всей России происходит следующая вещь, и Владивосток здесь не исключение: люди хотят покупать и покупают через Интернет, но боятся незнакомых сайтов. Интернет пестрит примерами, когда товар был оплачен, но продавец его не привез. В России покупатели отдают предпочтение магазинам, у которых есть какое-то присутствие в офлайне».

Кто не готов?

Российская аудитория придерживается правила «доверяй, но проверяй». Это означает, что люди все-таки предпочитают прийти в магазин и пощупать товар. По экспертным оценкам, поэтому online-to-offline (стратегия, направленная на то, чтобы заставить пользователя интернета купить что-то в офлайн-магазине) в России выше, чем в среднем по Европе и Америке. И теперь в споре, кто же в перспективе выиграет — онлайн или офлайн, истина окажется где-то посередине. А все растущие затраты на продвижение в онлайне будут выталкивать игроков в офлайн — разумеется, при сохранении бизнеса в интернете. Как, например, магазин косметики и белья Sonya Insomina Beauty Room. По словам генерального директора магазина Софьи Слободенюк, покупатель еще не слишком освоился в интернет-среде: «Открывать такого рода магазин было совсем не сложно. Риски есть всегда, но мы не задумывались о них, когда начинали. Просто поверили в идею. Уже сейчас мы смотрим на кризис как на основной фактор риска, но в целом сам по себе курс валют и растущая конкуренция делают нас только сильнее. Любой негативный фактор мы рассматриваем как точку роста, за счет этого и развиваемся.

Мы прекрасно понимаем, что есть конкуренты, которые экономят за счет отсутствия аренды и прочих платежей, но мы пришли к тому, что должны давать клиенту все формы сервиса — заказать доставку или прийти в «рум» и пощупать товар «живьем», пообщавшись с опытным консультантом. Цена при этом остается на том же уровне интернет-магазинов».

«Благодаря добросовестным магазинам, куда доставляется качественный товар, люди все больше начинают доверять им. Когда человек первый раз заказывает, он, конечно, переживает, что ему может прийти не то, что на картинке. А когда он в руки получает качественный товар, который он ожидал, то тогда доверие растет. И с каждым таким успешным опытом заказа у покупателя повышается кредит доверия, — сказали «К» в интернет-магазине «Дайте два». — Открыть интернет-магазин, с одной стороны, легко, а с другой — не очень. Это все зависит от построенной логистики, от самой компании, товара и его качества, который она предоставляет. Ну и не стоит забывать про рекламу, интернет и маркетинг. Многие думают, что основная проблема — это долгая доставка товара заказчику. На самом деле не все товары идут очень долго. Если случается задержка в поставке, то это чаще всего из-за того, что из Китая товар идет с разных частей страны очень долго. Когда поступает заявка на какой-либо товар, он отправляется от продавца в большой пункт, откуда уже идет в Россию. И именно из-за этого случаются задержки. Иногда случаются форс-мажоры: грузчики могут просто ошибиться и положить заказ не в тот грузовик и отправить не в тот город. Потом приходится ждать, пока он придет обратно в пункт распределения и уже отправится к нам».

Пока выходом в онлайн озабочен в большей степени традиционный бизнес, однако выход крупнейших онлайновых игроков в офлайн тоже может вскоре стать тенденцией. «В России покупатели отдают предпочтение магазинам, у которых есть какое-то присутствие в офлайне, — считает Дмитрий Алексеев. — В последнее время в стране было много компаний, которые занимались продажей товаров в Интернете, но они разорились, и это сильно повлияло на конъюнктуру. Люди просто больше предпочитают идти туда, где можно потрогать и посмотреть вещь. Часто клиенты предпочитают расплачиваться уже за привезенный товар. Даже мы, на самом деле, чувствуем конкуренцию с небольшими интернет-магазинами, которые продают такой же товар, как у нас. Нет никаких объективных аспектов, почему в мелких интернет-магазинах товар должен быть дешевле, чем у нас. Особняком стоят проекты типа «Алиэкспресса». Это вообще онлайновая форма торговли. За счет того, что они не платят никаких НДС и таможенных пошлин, это существенно снижает цену. А все крупные игроки рынка все это платят».

Сейчас игроки интернет-розницы нащупывают новые точки роста в виде внедрения комбинированных форматов торговли, оптимизации логистики, интеграции с другими игроками и прочих нестандартных решений. «Рынок покупателей готов на 100%. О рынке продавцов, если его рассматривать в целом, а не в разрезе отдельных игроков, я так сказать не могу. Интернет глобален, и нет как такового рынка интернет-торговли Приморского края. Офис компании, осуществляющей свою торговую деятельность в интернете, может находиться в регионе, но клиенту все равно. В первую очередь он ищет определенный товар, а не интернет-магазин по географическому признаку. Ему важно удобство сайта, цена товара и то, как быстро он может его получить. Выбор, у кого покупать, лежит уже в ранее упомянутой плоскости скорости получения товара, цены и дружественности интерфейса интернет-магазина. Но заданным федеральными игроками стандартам следовать трудно. Нужны существенные инвестиции, как на создание площадки, так и на ее техническую поддержку», — резюмировал Александр Привалов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *