Отдать деньги в хорошие руки

Российскими властями принято окончательное решение о стратегии расходования средств Фонда национального благосостояния. Вложениям в инвестпроекты — быть, но не более лимита, определенного президентом, — 40% ФНБ. За вычетом средств, уже инвестируемых через Внешэкономбанк, сумма составляет 450 млрд рублей.

Фонд национального страхования

Из трех проектов, обсуждавшихся ранее, одобрение получили два: строительство новой кольцевой автодороги вокруг Москвы и модернизация БАМа и Транссиба (общий объем финансирования из ФНБ — 300 млрд руб). Проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань, требовавший 150 млрд рублей, пока отложен. В ближайшее время правительство выберет новых претендентов на эти деньги из 30 проектов, пишут «Московские новости».

Подушка безопасности демонтажу не подлежит

Большая же ФНБ будет сохранена в неприкосновенности — они должны служить гарантией для российской пенсионной системы. Основное предназначение фонда — быть «подушкой безопасности» для экономики, напомнил Владимир Путин желающим его израсходовать и отметил, что «глубоко заблуждаются» те, кто считает необходимым инвестировать его полностью.

Более того, добавил он, расходование резервов — это не основной, хотя и важный источник экономического роста. Наоборот, устойчивый рост должен являться ключевым резервом страны, сказал Путин, предложив правительству в ближайшее время вернуться к дискуссии об обеспечении высоких темпов роста экономики.

Это заявление совпало с публикацией Минэкономразвития пересмотренного в худшую сторону прогноза социально-экономического развития страны до 2030 года — до 2,5% роста ВВП в год, что почти в два раза ниже, чем прогнозировалось ранее. В том числе за счет снижения ожиданий по росту инвестиций.

Решение президента ограничить расходы из ФНБ можно назвать здравым, особенно учитывая новый виток реформы пенсионной системы, полагают эксперты.

«То, что мы видим в течение последних месяцев, настраивает на тот лад, что страховочная сетка понадобится и послужит нам еще не раз — уж больно рискованный замысел пенсионной реформы. Значит, все-таки здесь здравый смысл возобладал», — полагает советник Института современного развития Никита Масленников.

«Хорошо, что 40-процентное ограничение пока остается — значит есть надежда, что не полностью «раздербанят» этот фонд, предназначенный для устойчивости функционирования пенсионной системы», — отметил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Правильным он назвал и решение пока не тратить деньги на проекты, которые вызывают сомнения, — в частности, высокоскоростную дорогу Москва — Казань.

Спасительный источник

Инвестиции из ФНБ призваны, прежде всего, оживить тормозящую экономику, заявил журналистам первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам совещания у президента. При этом, заметил он, эти проекты сами по себе не станут точками роста, а скорее создадут условия для их существования и привлечения инвестиций, которые остались главной надеждой на рост.

О том, что другие источники исчерпаны, в течение последних месяцев неустанно твердят представители финансово-экономического блока правительства и эксперты. Докризисная модель развития, основанная на росте экспорта и потребления, больше не может быть эффективной: цены на нефть больше не будут расти столь высокими темпами, а физические объемы экспорта Россия наращивать уже не в состоянии. С прежней скоростью не смогут расти доходы населения и потребительское кредитование, соответственно, и потребление не способно играть прежнюю роль «локомотива» экономического роста.

В такой ситуации все надежды и чаяния власти возложили на привлечение инвестиций, взявшись за улучшение инвестклимата и развитие государственно-частного партнерства, и тут стало очевидно, что без существенных сдвигов в инфраструктурной сфере видимых успехов не добиться.

Тридцать способов израсходовать резервы

Сегодня власти составили так называемый лонг-лист на финансирование из ФНБ, в котором находится 30 проектов, сообщил журналистам министр экономического развития Алексей Улюкаев. Отдельно в этом списке, отметил он, выделяются проекты, подготовленные Российским фондом прямых инвестиций — как уже прошедшие экспертизу. Один из таких проектов — строительство сухогрузного порта в Тамани (Краснодарский край) общей стоимостью 228 млрд рублей.

Минэнерго в свою очередь подало в Минэкономразвития заявку на выделение из ФНБ 252 млрд руб. на проекты «Россетей» и «РусГидро» в 2014-2020 годах. Таких денег пока, впрочем, нет: свободны только 150 млрд. Причем компания «РЖД» уже предлагает из этой суммы добавить еще 26 млрд рублей к финансированию модернизации БАМа и Транссиба.

О намерении запросить финансирование из ФНБ ранее также заявляла Объединенная судостроительная компания — на строительство верфи на Дальнем Востоке.

Еще один претендент на деньги из ФНБ — корпорация «Росатом», над иностранными проектами которого президент предложил «дополнительно подумать». Другой вероятный объект для финансирования — Московский авиаузел. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов не исключил, что средства ФНБ могут быть направлены на строительство взлетно-посадочных полос и сопутствующей инфраструктуры в московских аэропортах Домодедово и Шереметьево.

Необходимость модернизации дальневосточных железных дорог, как и строительство новой кольцевой вокруг столицы не вызывают сомнений, замечает Никита Масленников из ИНСОР. «БАМ и Транссиб — исторически сложились в связи с необходимостью развивать Дальний Восток, Забайкалье и Восточную Сибирь. Они помогут найти еще один путь интеграции в глобальную экономику, азиатскую, среднеазиатскую часть. Необязательно мы оттуда будем «прыгать» в Китай и Японию, там неподалеку и США, и Австралия, и Новая Зеландия, масса других интересных стран: Индонезия, Филиппины», — заметил эксперт.

Говоря о новой московской Кольцевой автодороге, он напомнил, что этот проект обсуждается уже давно и не зря. «Уже лет 15 ему уже, все никак не примутся за него, но с учетом проекта «большой Москвы» нужно, конечно, строить новую транспортную артерию, иначе Москва задохнется», — заметил Масленников.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *