Дорога вечной мерзлоты

Автодорога «Колыма» — это самая длинная в мире улица Ленина. Начинается она с одноименного проспекта в Магадане, а заканчивается у почтамта в Якутске. Длина всей трассы — 2032 километра, 1197 из них проходит по территории Якутии, 835 — по Магаданской области. Это одна из ключевых транспортных систем Дальневосточного региона, соединяющая восточную часть Якутии с центральными районами Магаданской области. Таким образом, Якутия получает выход к Тихому океану.

Дорога вечной мерзлоты

Несмотря на то, что большая часть дороги проходит по территории Якутии, да и река Колыма в своем среднем и нижнем течении протекает по территории республики, подавляющее большинство людей связывают ее название с Магаданом. Это вызвано тем, что дорога ведет свой отсчет из Магаданской области. Именно там в начале двадцатых годов прошлого века и начались разработки золоторудных месторождений Верхней Колымы и ее притоков, пишет «Парламентская газета».

К этим рудникам и приискам прокладывались дороги. Большая часть из них сооружалась дедовскими методами, когда основными «агрегатами» были кайло и лопата, а транспортным средством — ручная тачка.

Активно разработки золоторудных месторождений развернулись в тридцатые-сороковые годы XX века. Тогда был создан Дальстрой МВД СССР с его ГУЛАГом — Главным управлением лагерей. Этот монстр был полным хозяином на всем северо-востоке страны с 1931 по 1957 год. На него и была возложена в качестве одной из приоритетных задач добыча полезных ископаемых и строительство автомобильных дорог к промышленным объектам. С продвижением золотодобытчиков к северо-западу строилась и дорога. Рабочую силу Дальстрою исправно поставлял репрессивный аппарат страны. Среди золотодобытчиков и строителей дороги были уголовники, политические заключенные, бывшие руководители предприятий, партийные работники, ученые и артисты, рабочие и колхозники. Людей не жалели. Устал человек, выдохся, заболел — расстреливали на месте и закапывали здесь же, в ту же дорогу. Отсюда и название — «дорога на костях». Стране нужно было золото, люди не в счет.

В пятидесятые-шестидесятые годы прошла серия пертурбаций. Дорожные строители переподчинялись то совнархозам, то управлению автодорог, то золотодобытчикам. Менялось даже направление дороги — то по северной ветке, то по южной. Так продолжалось вплоть до 1985 года, пока Правительство Якутии не решило, что основным направлением автомобильной дороги «Колыма» следует считать Якутск — Магадан через Селерикан и Усть-Неру.

Поразительная неразбериха, по сути дела, бесхозяйственность преследовали эту дорогу на протяжении десятилетий во времена советской власти. Дорога вроде бы существовала, но, по сути дела, ее не было. По ней двигались автомобили, доставлялись грузы к добывающим предприятиям, поселкам и селам, расположенным вдоль нее. Но все это происходило с риском для жизни нескольких поколений водителей. Финансирование содержания автодорог тогда составляло всего лишь тридцать процентов от потребности. В восьмидесятые годы золотодобывающие предприятия Якутии вышли из состава Якутзолота, соответственно, дорожники лишились финансирования на ремонт и содержание ведомственных трасс. В этот период не было построено ни одного километра дорог и мостов.

После распада Советского Союза, несмотря на финансовые проблемы, строительство возобновилось, хотя темпы не поражали воображения.

В 2006 году в Якутии побывал Президент страны Владимир Путин. В частности, он отметил, что серьезным препятствием в движении вперед является недостаточная развитость внутренних коммуникаций. Подводя итоги своего визита, он озвучил поручения Правительству России. Одним из пунктов было распоряжение обеспечить меры по открытию сквозного движения по автомагистрали «Колыма» до 1 декабря 2008 года. Вторым — строительство моста через реку Лену.

Став строящейся дорогой, «Колыма» ежегодно прирастала участками, на которых ликвидировались так называемые грунтовые разрывы. По сути дела, шла плановая реконструкция трассы. Последний такой разрыв был ликвидирован 28 ноября 2008 года.

Дорога стала проезжей. Но движение по трассе прерывается на периоды ледостава и весеннего ледохода на реках Алдан и Лена. В летний период автомобили переправляются через них на паромах, а зимой сооружаются ледовые переправы. Мосты нужны как воздух. Когда, где и на какие средства они будут строиться — пока неясно, эти вопросы обсуждаются.

Но «Колыма» уже работает на людей. И чем современней она будет становиться, тем больше она будет притягивать населения. Пока по некоторым ее участкам можно проехать сотни километров и не встретить ни одного населенного пункта, но в районе поселка Нижний Бестях в Якутии она стыкуется с железной дорогой, с автомагистралями «Лена», «Амга», «Вилюй», с речным портом, имеющим выход к Севморпути, и мощным авиационным комплексом Якутска и Магадана. Так что очень скоро благодаря усилиям проектировщиков, строителей, эксплуатационников ситуация в системе транспорта республики в целом и на дороге «Колыма» в том числе изменится кардинально.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *