Роскошь хотят обложить налогом

В России снова вернулись к идее ввести налог на роскошь, правительственные чиновники уже начали разработку основных положений будущего закона. Имеет ли смысл такой налог, обсудили на «круглом столе», который прошел во Владивостоке.

Роскошь хотят обложить налогом

Даже по официальным данным российская элита в 16 раз богаче обычных граждан. А по неофициальной статистике, разница еще больше — 40 и более раз. Неудивительно, что согласно социологическим опросам Левада-центра, 52% россиян поддерживают введение налога на роскошь.

По мнению Владимира Путина, налог на роскошь должен касаться только личного сверхпотребления: допустим, приобретается огромный дом или земельный участок, самолет, суперяхта, суперавтомобиль. А платить его должны будут только те, кто отказался «от инвестиций в развитие в пользу сверхпотребления и тщеславия».

В Минэкономразвития уже прорабатывают детали нового законопроекта о налоге на роскошь. Как сообщила журналистам глава ведомства Эльвира Набиуллина, повышенным сбором будут облагаться собственники жилья площадью выше 1000 квадратных метров и владельцы машин мощностью от 250 лошадиных сил. При этом окончательные цифры министерством пока не определены.

Второй возможный вариант — исходить не из «лошадок», а отталкиваться от стоимости транспортного средства. Такой подход продвигает «Справедливая Россия» и предлагает ввести налог на автомобили (и другие транспортные средства) стоимостью от 3 млн рублей и выше. По этой шкале платить налог на роскошь придется клиентам премиальных марок Toyota, Mercedes-Benz, Lexus, BMW, Infiniti, Land Rover. Объем продаж таких автомобилей составляет примерно 12-15% от общей емкости российского авторынка.

За границей ориентируются в основном на объем двигателя. И прежде всего это касается европейских стран, где владеть машиной с большим объемом двигателя в большинстве случаев могут позволить себе только очень состоятельные люди. Многие европейские страны, особенно Германия и Великобритания, серьезно озабочены проблемами экологии, поэтому устанавливают более высокие налоги на автомобили с большим объемом и мощностью двигателя, тогда как не загрязняющие окружающую среду электромобили вообще освобождаются от уплаты.

С жильем тоже пока все не ясно. По словам министра, налог на роскошное жилье вводится на помещение, если его размер превышает тысячу квадратных метров. Однако Набиуллина не исключила суммирования площадей жилья, находящегося во владении собственника.

— Я объясню, откуда взялись такая цифра — тысяча кв. метров, — рассказал замминистра экономического развития Станислав Воскресенский в интервью «Известиям». — Для нас главное, чтобы под этот налог не попал средний класс. Понятно, что тот, у кого недвижимость такой большой площади — под определение среднего класса точно не попадает. Разумеется, собственников такой недвижимости, а значит и плательщиков будет не много, большую часть налога на роскошь должен дать транспортный налог.

В целом же, как считают в Минэкономразвития, налог на роскошь должен коснуться не более 10% населения. Но и не менее 5%. Только в этом случае можно будет добиться сразу двух поставленных целей: получить значительные доходы в бюджет и не задеть людей со средними доходами.

Российской союз промышленников и предпринимателей (который как раз и объединяет потенциальных плательщиков этого налога) активно участвует в разработке концепции законопроекта, проводя публичные обсуждения с привлечением ученых, экспертов и СМИ в различных регионах страны. Заключительная дискуссия из этого цикла прошла на днях во Владивостоке.

— Я не могу назвать ни одну страну мира, опыт которой можно было бы назвать идеальным с точки зрения введения налога на роскошь, — сообщил спикер обсуждения, академический директор центра социологического образования института социологии РАН Александр Согомонов. — Более того, большинство стран мира даже стараются не употреблять само слово «роскошь». Там находят самые разнообразные варианты синонимов: обложение более удачливых, обложение сверхдоходов, гипердоходов. Большинство европейских стран давно уже ввели у себя такой налог.

Экономической целесообразности в законе, по крайней мере, в том виде, как его сегодня предлагают, не просматривается. Считается, что этот налог необходим, чтобы «никому не было обидно». Поскольку состоятельные люди, попадающие под категорию «владелец роскоши» не обладают достаточной этикой, чтобы не выпячивать свое богатство, то необходимо принимать такие меры.

— Вторая цель налога — принудить к отказу от излишнего потребления. Да, заработать много на этом налоге не удастся, потому что людей, которых можно им обложить, мало, да и взимаются сравнительно небольшие деньги. Но сама мотивация на отказ от сверхпотребления, по крайней мере, в Европе, хорошо реализуется, — заявил Александр Согомонов.

Сложности возникают и с оценкой, что считать роскошью. В разных регионах уровень жизни существенно отличается. Является ли роскошью автомобиль стоимостью в $50 тысяч? В Москве — нет, а вот в провинции — несомненно, да. В целом эксперты сходятся на том, что разумнее на федеральном уровне утвердить лишь некие базовые параметры закона, а регионы будут вносить в него изменения в зависимости от ситуации на местах.

С другой стороны, при дифференцировании налога на роскошь по регионам существует опасность перерегистрации дорогих авто в тех регионах страны, где ставка транспортного налога ниже.

Еще один вопрос: облагать ли налогом уже имеющееся имущество? Скорее нет, чем да, поскольку учесть его трудно.

— У многих из нас дома есть, например, бриллиант, — поясняет Александр Согомонов. — Как можно зайти в чужую квартиру и посчитать бриллианты? Никак. Тоже и с недвижимостью. Все, что уже есть у людей, не облагается налогом на роскошь. Но с 1 января 2013 года, когда человек уже знает о введенном налоге, при покупке в магазине другого бриллианта с него снимутся еще, допустим, процентов пять.

Большинство участников «круглого стола» не поддержали идею подобного налога. Во-первых, налог на роскошь в некоторых случаях может затронуть не только состоятельных людей, но и средний класс. Во-вторых, богатые люди, скорее всего, смогут найти способы, как избежать уплаты налога, и собрать его будет крайне сложно. В связи с этим данный налог вряд ли принесет существенный доход федеральному бюджету.

— Сегодня в России один работающий «кормит» девятерых. И теперь получается, что он должен платить налог на роскошь, потому что вкалывает по 14 часов в день? Это неправильно и приведет лишь к поощрению тунеядства, — полагает председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Думы города Владивостока Марина Ломакина.

Председатель городской думы Валерий Розов тоже довольно скептически относится к данной идее.

— Прежде всего, нужно определиться, с кого будут брать налог и на что конкретно. Кто его будет взимать, и куда пойдут деньги. Вообще, я негативно отношусь к разработке данного закона. Ничего из этой идеи не получится, — отметил Валерий Розов.

Максим Денисов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *