Вопросы к «гектару»

Одним из инструментов закрепления и привлечения населения на Дальний Восток, как известно, должен стать «дальневосточный гектар» — бесплатные участки земли, предоставляемые гражданам на востоке страны. 14 месяцев спустя после начала раздачи земель вопросы остаются…

Гектар

Программа предоставления участков земли размером не более гектара стартовала 1 февраля 2017 года — именно с этой даты любой россиянин имеет право подать заявку на приглянувшийся участок в границах ДФО. Впрочем, сама система заработала раньше. С 1 июня 2016 года подавать заявки на «гектары» в «пилотных муниципалитетах» получили право жители 9 субъектов федерации, входящих в состав округа, с 1 октября того же года — уже все муниципальные образования Дальнего Востока.

Вклад дальневосточников оказался скромным: к середине ноября 2016-го, к примеру, накопилось порядка 10 тыс. заявок, к концу января 2017-го — около 30 тысяч.

«Взрывной» рост интереса к «гектару» начался, когда программу открыли для всех россиян. 6 февраля 2017 года система зафиксирована более 50 тыс. заявок, в марте — за 70, в мае — за 90 тысяч. Стотысячный рубеж количество заявок перевалило в конце августа. К этому моменту почти 27,5 тыс. заявителей уже оформили участки, еще порядка 9 тыс. заявок находились в процессе оформления.

Мертвая земля

Власти и представители ответственного за реализацию программы «Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» (АРЧК) с августа 2017 года регулярно отчитывались обо все растущем интересе к «гектару», который выражался в приросте количества заявок. Информационно-аналитическое агентство EastRussia проанализировало эти сообщения на предмет цифр. Динамика роста числа заявок и числа выданных «гектаров» после преодоления рубежа в 100 тыс., то есть за последние полгода, согласно анализу, показывает, что системой медленно, но неуклонно накапливается «груз» из участков, которые заявлены, но никак не могут быть оформлены.

Так, на утро 3 апреля, по данным федеральной инфосистемы, подано 113 353 заявки на предоставление «дальневосточного гектара». Отдано в пользование — 37 462 участка. «На рассмотрении», информирует система — 75 891 заявок. Иными словами, почти 67% от количества поданных заявок граждан на получение «гектара» пока что не удовлетворены — они «рассматриваются».

Что по закону входит в этот процесс? В течение семи дней с момента оформления заявки заявителю может быть отказано в получении гектара — если он указал ложные сведения о себе, не приложил требуемые документы, «нарисовал» участок площадью более 1 га. Запросить «гектар» на участках, кому-то уже принадлежащих, а также на землях определенных запрещенных категорий система просто не дает.

Более сложный случай — когда границы запрашиваемого участка накладываются на границы участка, который кем-то уже запрошен. В таких случаях вопрос зависает: «В случае если схема расположения земельного участка частично или полностью совпадает со схемой, представленной ранее другим лицом, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и направляет принятое решение заявителю. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предоставлении в пользование земельного участка, который предстоит образовать, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы размещения земельного участка».

Если же все хорошо, то вопрос о предоставлении участка в безвозмездное пользование на срок в пять лет решается стремительно для России: семь рабочих дней с момента поступления заявления уходят на подготовку документов, не более 20 рабочих дней — подготовка договора, еще 10 дней уходит на регистрацию права пользования в Росреестре. Иными словами, максимум полтора месяца — и заявитель может начинать распоряжаться своим «ДВ-гектаром».

Почему так долго?

Возникает первый вопрос: почему же тогда почти 67% от поданных заявок до сих пор «на рассмотрении»?

EastRussia предположило, что существенную часть разницы между выданными и заявленными участками составляют отказы. Другую часть, по законам арифметики, должны формировать уже согласованные, но еще не оформленные участки.

В АРЧК признают, что заявления, составляющие разницу между поданными и оформленными, «находятся на рассмотрении уполномоченных органов, осуществляющих выдачу земельных участков». Однако статистики отказов в агентстве не предоставляют.

Правда, там подчеркивают: с конца июля 2017 года вступили в действие поправки в закон, «практически исключающие отказ в предоставлении земельных участков по программе «дальневосточный гектар».

«То есть в случае, если земельный участок по каким-то причинам не может быть предоставлен (например, произошло наложение границ на соседние участки или зоны «нельзя»), сотрудники уполномоченного органа помогают гражданину скорректировать запрашиваемые границы участка или предлагают альтернативный вариант. Важно подчеркнуть, что количество отказов за последние полгода не превышает 5% — сегодня отказы возможны только в случаях, когда гражданин по каким-то причинам сам не согласовывает альтернативу», — поясняют в АРЧК.

Оставим цифру в 5% на совести «уполномоченных органов» и идем дальше.

Есть интерес или нет?

Второй вопрос рождается из визуального анализа графика поступления заявок после преодоления рубежа в 100 тыс.

Ярко выраженный «всплеск» зафиксирован системой после открытия возможности подать заявку на «гектар» для всех жителей России — что вполне объяснимо. Но за последние полгода, если верить статистике, «кривая» подачи заявок растет без рывков.

В АРЧК, между тем, настаивают, что после PR-мероприятий наблюдается 15% рост среднемесячного количества поступающих заявок на гектары. «Безусловно, «Дни Дальнего Востока» положили начало не только росту интереса к «дальневосточному гектару», но и помогли людям начать формировать новые объединения. Именно по результатам мероприятий «Дней Дальнего Востока» в настоящий момент создаются такие сообщества граждан, как Межрегиональная общественная организация «Мы – гектарщики!» и Ассоциация туризма на Дальнем Востоке. Кроме того, в ходе Дней Дальнего Востока представлены перспективные решения, направленные на поддержку освоения земельных участков, такие как «инвестиционный гектар» и маркет-плейс «Гектар онлайн», — отмечают в агентстве.

Зачем берут — неизвестно

Третий вопрос EastRussia к «ДВ-гектару» связан с тем, что каждый получатель участка по программе должен в течение года с момента оформления определиться с видом разрешенного использования земли. Первые «гектарщики» должны были выбрать виды использования еще к июню 2017-го. Как минимум более половины заявителей — к концу марта 2018-го.

В АРЧК, к сожалению, статистикой по выбранному виду использования не располагают. В агентстве ссылаются на данные анкетирования при подаче заявок на «гектары», где около половины заявителей указывают, какой вид использования они намерены выбрать. Согласно этой информации АРЧК определило пять основных видов использования «ДВ-гектаров»:

  • индивидуальное жилстроительство — 38,5%
  • сельскохозяйственная деятельность, 28,5%
  • дача, личное подсобное хозяйство — 15%
  • туризм и рекреация – 11,5%
  • другие виды предпринимательства (кафе, заправки, гостиницы и пр.). — 5%.

Переселенцев узнаем позже?

Четвертый вопрос связан с тем, что программа «гектара» позиционируется как стимул для переезда на ДВ жителей из других субъектов РФ. «Говорить о фактическом количестве переехавших на «гектары» недальневосточников пока преждевременно. Более того, статистика сформируется лишь через два-три года, когда граждане начнут декларировать ход освоения земельных участков», — говорят в АРЧК и ссылаются на единичные примеры решений о переезде: «Нарек Оганисян оформил целый остров по программе, Никита Коврижин планирует выращивать спаржу, а Максим Мазин вернул себе дом, где провел детство».

Отметим, что заявки на «ДВ-гектары» поступают со всех регионов России, из них около 5,5 тыс. заявлений поступило от жителей Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Краснодарского края. К сожалению, определить, подали ли эти заявки бывшие дальневосточники или уроженцы других регионов РФ «про запас» или с намерением действительно переехать, невозможно.

«Эксперты агентства изучили предпочтения граждан. Подавляющее большинство москвичей и жителей Московской области выбрали землю в Приморье – 64%. На втором месте — Сахалинская область – 13% и Хабаровский край – 6%. Люди берут землю для строительства жилья, ведения личного подсобного хозяйства, занятий сельским хозяйством. При этом обращает на себя внимание факт, что турдеятельностью и предпринимательством хотят заниматься больше заявителей, чем в среднем по программе», — говорят в АРЧК.

Кредиты лишь для 1,5 тысяч человек

Наконец, пятый вопрос связан с программой льготного кредитования «гектарщиков» товарными кредитами со стороны «Почта Банка». Можно предположить, что «гектарщики», действительно желающие что-то делать на земле, уж точно воспользуются возможностью льготного кредитования. Так можно, пусть и косвенно, определить число наиболее активных освоителей «гектаров».

В АРЧК напоминают, что потребкредит до 600 тысяч рублей на срок до пяти лет со ставкой от 8,5 до 10,5% годовых доступен получателям гектаров с апреля 2017 года.

«В преддверии нового сезона активизировался интерес участников программы. Количество заявок превысило 1,5 тысячи. Основные направления использования средств: обустройство участка, приобретение материалов для строительства, малой техники для возделывания земельного участка», — говорят в агентстве. Там же добавляют, что при реализации кредитной программы для «гектара» «нельзя ограничиваться одним банком, да и гражданам необходимо предоставить выбор условий кредитования». «Поэтому Минвостокразвития России планирует расширить круг банков, которые оказывают финподдержку участникам программы. Кредитные продукты таких банков будут предоставляться по более низким ставкам, чем в среднем по рынку», — заверяют в АРЧК.

В качестве завершения отметим, что порядок декларирования использования «ДВ-гектаров» до сих пор не определен. На основании деклараций, подаваемых не позднее трех лет после оформления земли, напомним, будет решаться вопрос о том, получает ли гражданин право на получение «гектара» в собственность или аренду на 49 лет. Три года пользования участком, впрочем, ни у одного из заявителей-гектарщиков еще не истекли, так что время у чиновников еще есть. К тому же в АРЧК сообщают, что соответствующий документ уже подготовлен в Минвостокразвитии и сейчас проходит регистрацию в Минюсте РФ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *