«Мой дельфин» лишает перевозчиков части дохода

Внедрение платежной карты банка «Приморье», предназначенной для оплаты проезда в общественном транспорте Владивостока, может привести к сокращению темпов обновления автобусного парка либо увеличению стоимости проезда.

транспорт

 Как сделать финансовую составляющую деятельности автотранспортных предприятий более прозрачной, увеличив тем самым поступления в бюджет? Над этим вопросом муниципальные власти ломали голову не один год. В итоге наиболее оптимальным вариантом был признан безналичный расчет с помощью платежных транспортных карт — своего рода «электронного кошелька». Такие платежные карты действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, Курске, Новгороде, Тюмени и других городах. Находящиеся в «электронном кошельке» деньги уже переведены с банковского счета пассажира на счет перевозчика в форме кредита. Каждая поездка этот кредит уменьшает до полного его исчерпания. То есть при оплате проезда с карточки списываются не поездки, а деньги. При этом пассажиры имеют возможность оплачивать проезд как по банковским или социальным картам, так и наличными. Но в любом случае они получают из установленного в салоне портативного терминала (валидатора) чек оплаты, который является проездным билетом.

Во Владивостоке все расходы по внедрению электронной оплаты проезда в общественном транспорте взял на себя банк «Приморье». Выпущенные им платежные карточки «Мой дельфин» стоимостью 100 рублей (70 рублей идет на ее активацию, 30 рублей — на оплату проезда) можно приобрести в офисах банка, уличных терминалах, почтовых отделениях и газетных киосках. Карту можно пополнять любой суммой от 50 рублей. Максимальная сумма, которая может находиться на карте единовременно — 15 тыс. рублей.

На сегодняшний день банком реализовано свыше 4000 платежных карт, оборудовано портативными терминалами около 100 коммерческих автобусов разных маршрутов, подписан договор с МУП ВПОПАТ-1 на их установку в муниципальных автобусах.

Вот только найдет ли электронная система оплаты проезда отклик у горожан? Ведь, как свидетельствует статистика, большинство держателей банковских карт используют их отнюдь не для расчетов за услуги и покупки, а исключительно для обналички денежных средств. Правда, как заверили в банке, в городах, где внедрены аналогичные карты, на такую форму оплаты проезда переходят не менее 70-80% пассажиров. Ведь при оплате проезда по карте «Мой дельфин» пассажиру каждая поездка обойдется на 10% дешевле — в 13,5 вместо 15 рублей.

А как к введению электронной системы оплаты отнеслись перевозчики?

По словам руководителей автотранспортных предприятий, крупным перевозчикам тоже выгодно использовать электронный билет: это позволяет вести учет поездок и решает проблему нелегального заработка водителей. Но! При оплате проезда с помощью карточки «Мой дельфин» транспортники будут терять 60 копеек с каждой поездки.

Как уже было сказано, при расчете банковской картой пассажиру поездка обойдется на 10% (или 1,5 рубля) дешевле. 6% от этих 1,5 рублей перевозчику компенсирует банк, а 4% оставляет себе в качестве комиссионного сбора, взимаемого с транспортных компаний за обслуживание в платежной системе. И даже, если бы тариф при оплате картой не отличался от тарифа при оплате наличными, комиссию банк все равно бы взимал.

Но перевозчики не хотят терять свои 60 копеек с каждой поездки. Учитывая, что на линию ежедневно выходит порядка 600 автобусов потери получаются довольно существенными.

Как сообщил нам президент Приморской ассоциации транспортных компаний Игорь Кравцов, после увеличения с сентября прошлого года стоимости проезда с 11 до 13 рублей «частники» всего за три месяца приобрели сотню новых автобусов. В этом году стоимость проезда увеличилась до 15 рублей, и сейчас число новых автобусов приблизилось к 150-ти. К началу саммита коммерсанты планировали заменить не менее половины своего автопарка, то есть порядка 300 автобусов. Но потеря части дохода может внести коррекцию в их планы.

— Мы не сможем обновлять автопарк нынешними темпами. Или будем настаивать на повышении стоимости проезда до 17 рублей, — заявил Игорь Кравцов.

По словам руководителя службы маркетинга АКБ «Приморье» Любови Левиковой, это общемировая практика, то есть во всех городах, где действуют подобные карты, перевозчики платят такую комиссию. При этом во Владивостоке она является одной из самых низких в стране — в других городах операторы системы взимают с транспортных компаний от 5 до 10% от суммы каждой операции.

Тем не менее, 4% комиссионных, по мнению руководителей транспортных компаний, — это много. Как правило, принимая от них наличку, банки берут с них не более трех, а зачастую — лишь два процента. Так что не исключено, что установленные в автобусах терминалы начнут «ломаться», и карточная система оплаты даст сбой.

К тому же у «дельфина» могут появиться конкуренты. Крупные сотовые операторы — МТС, «Мегафон», «Вымпелком» — начинают предлагать системы оплаты проезда с помощью мобильного телефона. Ждет своего часа и внедрение единой социальной карты горожан, которая разрабатывается Сбербанком в рамках федеральной программы. Она тоже может использоваться в качестве проездного.

Ирина Мирошниченко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *