Рыба никуда не едет

Дальневосточные рыбаки снижают объём рыбы, который они готовы отправить на реализацию в западные регионы России. По данным Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) Объемы перевозки рыбы с Дальнего востока в центральные районы России в сентябре составили 27,7 тысяч тонн, что на 23% меньше показателя за сентябрь 2013 года.

незаконный промысел морских биоресурсов

Само по себе это не является проблемой — подобное случалось и в прошлые годы, например в 2009, когда невысокие уловы не позволили обеспечить необходимые объемы поставок. Однако сегодня ситуация иная — из-за введённых правительством РФ контрсанкций против ряда стран купить недостающие объемы рыбопродукции для запада России проблематично. Поставлять лосось или селёдку из Норвегии запрещено, а страны Южной Америки, которые, в принципе, могут заменить европейских продавцов, пока не готовы поставить нужную рыбу в необходимом количестве и в требуемые сроки.

Несколько лет назад на Дальневосточной железной дороге была организована перевозка рыбы в ускоренных рефрижераторных поездах, которые позволяют доставить груз в западные регионы страны за срок до 10 дней. Всего с начала года с Дальнего востока было отправлено 52 ускоренных рефрижераторных поезда, которые перевезли 100,3 тыс. тонн рыбы. При этом графиком предусмотрена отправка двух таких поездов в день, что позволило бы перевезти до 1,5 млн тонн рыбы. Однако «потенциал перевозок данного поезда используется только на 6%»,- отмечают в пресс-службе ДВЖД.

— Проблем с обеспечением специальным подвижным составом для вывоза рыбы сегодня нет. В сентябре и в первые дни октября текущего года грузоотправителями рыбной продукции Дальнего Востока было подано заявок на перевозку рыбы в объеме 36,3 тыс. т, а фактически погружено 27,7 тыс. т. Отставание от заявленных объемов составляет 8,6 тыс. т, и основная причина отставания находится вне компетенции ОАО «РЖД», – говорит и.о. начальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Лоншаков.

Сами рыбопромышленники утверждают, что возить рыбу через всю страну — дорого. Гендиректор ЗАО «Южморрыбфлот» Александр Ефремов считает, что для наращивания поставок на внутренний рынок целесообразно ввести на социально значимые виды рыбопродукции специальные железнодорожные тарифы.

Сами железнодорожники видят проблему в другом. — Мнение о том, что транспортные расходы занимают львиную долю в конечной цене продукции, ошибочны, — утверждает Алексей Лоншаков. — Исходя из соотношения транспортных затрат при перевозке рыбы и рыбной продукции и розничной цены её реализации, на транспортировку приходится 1,6-8,3% в зависимости от расстояния перевозки. Для снижения стоимости дальневосточной рыбы необходимо исключить из логистической цепочки целый ряд посредников, устранить лишние барьеры, в том числе со стороны ветеринарно-надзорных органов, и организовать прямые потоковые поставки непосредственно от оптовых поставщиков в адрес крупных оптовых покупателей, торговых сетей, госучреждений и других розничных потребителей.

В результате дальневосточным рыбакам намного проще и выгоднее продавать рыбу за границу — прежде всего в Корею и Японию.

Однако экспорту собираются «прижать хвост». К утверждению движется законопроект «О внесении изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса РФ в части введении дифференцированного подхода к определению ставок сбора за право пользования отдельных видов водных биологических ресурсов».

Документом предлагается исключить льготу по уплате сбора «в отношении экспортируемых в непереработанном виде уловов водных биоресурсов». Поправки направлены на стимулирование производства пищевой и иной продукции с высокой степенью переработки, преодоление сырьевой направленности российского экспорта рыбопродукции.

В настоящее время рыбодобывающие предприятия России обязаны платить лишь 15% от ставок сборов за использование ВБР, установленных еще в 2008 году и до настоящего времени не индексировавшихся. В абсолютных цифрах это выражается в том, например, что за каждую добытую тонну охотоморского минтая — в огромных объемах вывозимого за рубеж — вместо 3,5 тысяч рублей рыбодобытчики платят в госказну всего 525 рублей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *