Последствия неправильно оформленного платежного документа

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Однако не всем удается сделать это правильно. Неточности в расчетных документах приводят к тому, что денежные средства или вовсе не поступают в бюджет или учитываются по другому виду налогов. В итоге возникают расхождения в учете уплаченных налогов между данными налогоплательщика и налоговых органов.
Последствия неправильно оформленного платежного документа
При уплате налогов и сборов в бюджетную систему РФ большое значение имеет правильность заполнения полей расчетных документов, которая регламентирована Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

В соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет на соответствующий счет казначейства.

Однако, на основании п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

На практике нередки случаи, когда ошибку в платежном поручении на перечисление налога бухгалтер обнаруживает только после получения из налоговой инспекции уведомления об уточнении платежа.

Ошибки, допускаемые налогоплательщиками при заполнении расчетных документов, можно разделить на два вида.

К первому виду относятся такие, по которым решение об уточнении платежа налоговыми органами принимается без формирования «Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов» по форме № 54, утвержденного приказом ФНС РФ от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, и направления его на исполнение в органы Федерального казначейства (далее Уведомления по форме № 54):

• уточнения ИНН и КПП плательщика (поля 60 и 102), в случае если налогоплательщик состоит на учете в данном налоговом органе и правильно указал значения в полях 61 «ИНН получателя платежа» и 103 «КПП получателя платежа»;

• статуса плательщика (поле 101);

• основания платежа (поле 106);

• налогового периода (поле 107);

• номера и даты документа (поля 108 и 109).

При втором виде ошибок налоговыми органами принимается решение об уточнении платежа с оформлением Уведомления по форме № 54 и направлением его на исполнение в органы Федерального казначейства. К таким ошибкам относятся:

1. Ошибки, допускаемые в структуре кода бюджетной классификации при заполнении поля 104:

• Указание несуществующих кодов вида дохода бюджетов, который состоит из 10 разрядов и включает в себя:

— группу и подгруппу доходов — (4-6 разряд КБК);

— статью и подстатью доходов — (7 — 11 разряды КБК);

— элемент доходов — (12 — 13 разряды КБК).

• Ошибки в коде подвида доходов (14-17 разряды КБК)

2. Ошибки, допускаемые в платежных поручениях при указании кода ОКАТО муниципального образования — поле 105.

3. Неправильное указание в полях 61 «ИНН получателя платежа» и 103 «КПП получателя платежа», которые подлежат уточнению в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) является плательщиком соответствующего налога, сбора, взноса на территории данного субъекта РФ, но не состоит на учете в указанном налоговом органе.

По документам, требующим уточнения реквизитов в целях правильного отражения в карточке «РСБ» информации о поступивших платежах, в любом случае налоговый орган информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа.

Время, которое потребуется для получения налогоплательщиком уведомления может составить от 3-х до 5-ти дней, после чего в инспекцию налогоплательщиком направляется заявление об уточнении платежа с указанием правильных значений полей платежного поручения (срок прохождения заявления так же составляет 3-х до 5-ти дней).

В случае принятия налоговым органом решения без формирования Уведомления по форме № 54 (по первой группе ошибок), платежный документ на следующий день после принятия такого решения отображается в карточке «Расчеты с бюджетом». На этом процедура уточнения платежа завершается.

Для работы с невыясненным платежом по второй группе ошибок налоговый орган от налогоплательщика должен получить заявление об уточнении платежа с указанием правильных значений полей платежного поручения, затем налоговым органом принимается решение об уточнении платежа с оформлением Уведомления по форме № 54, которое направляется на исполнение в органы Федерального казначейства.

Время, необходимое для получения исполненного Уведомления по форме № 54 от органов Федерального казначейства, как правило, также составляет от 3-х до 5-ти дней.

Таким образом, временные затраты для уточнения неправильно заполненного платежного документа могут составить от 7 до 16 дней. В результате, несвоевременное отражение уплаченных сумм в лицевых счетах налогоплательщиков может привести к искажению данных при формировании справок о состоянии расчетов с бюджетом, возникновению недоимки, начислению пени, и как следствие, к приостановлению операций по счетам организации в банках.

Согласно п. 4 ст. 60 НК РФ банки несут ответственность за ненадлежащее исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов. И если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронных платежных документов, то налогоплательщик имеет право заявить об этом в письменном виде в налоговый орган. К заявлению необходимо приложить копию оформленного расчетного документа.

В целях безошибочного оформления расчетного документа Федеральной налоговой службой разработана программа «Заполнить платежное поручение», которая размещена на сайте Управления ФНС России по Приморскому краю. Программа позволяет без ошибок заполнить расчетный документ, поэтапно выбирая правильные значения из предлагаемого меню. Кроме того, на этом же сайте в подрубрике «Порядок и сроки уплаты налогов и сборов» рубрики «Налоговая отчетность» размещены все реквизиты, необходимые для оформления расчетных документов: коды бюджетной классификации, коды ОКАТО муниципальных образований, реквизиты и счета для зачисления налогов, правила и примеры заполнения расчетных документов.

Автор: Заместитель начальника аналитического отдела Управления ФНС России по Приморскому краю Е.В. Ширшова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *