Безопасность — совместными усилиями

Негосударственные охранные организации стали неотъемлемой частью системы безопасности в России. Поэтому государственным правоохранительным органам необходимо считаться с частными охранными предприятиями и работать совместно. О том, как взаимодействуют частная и государственная ветви этой системы в Приморском крае, шла речь на «круглом столе», организованном «Российской газетой».

Безопасность - совместными усилиями

Во встрече приняли участие и.о. директора департамента по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края Дмитрий Леонов, член приморского отделения «Деловой России», президент Ассоциации структур безопасности ДФО Виктор Гутов, старший помощник прокурора Приморского края по правовому обеспечению Екатерина Ольховская, представитель координационного совета охранно-сыскных структур при МВД России Евгений Пушкарев, коммерческий директор холдинга безопасности «Нико-Секьюрити» Вадим Гутов, врио начальника ГУ МЧС по Приморскому краю Олег Шеховцев, член правления АСБ ДФО Владимир Мозголик, председатель комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности думы города Владивостока Михаил Веселов, председатель комиссии по содействию экономическому росту Общественной палаты Приморского края Владимир Закамов.

В Приморье действует госпрограмма «Безопасный край» (2014-2017 годы), реализацию которой обеспечивают как государственные, так и негосударственные структуры. Насколько она отвечает времени и каков эффект от выполнения ее положений?

— Программа принята в декабре 2014-го, фактически ее реализация начата в этом году. Считаю, что она отвечает вызовам и реалиям сегодняшнего момента. В частности, на последнем заседании общественного экспертного совета по повышению безопасности жизни в Приморском крае программу оценили как нужную и полезную, — говорит Дмитрий Леонов.

За полгода ее действия говорить о каких-то явных результатах, возможно, рано, но определенный эффект есть. Например, на краевых и городских дорогах устанавливают комплексы видеофиксации нарушений скоростного режима. По информации краевой ГИБДД, там, где есть комплексы, количество ДТП и число пострадавших в них сократилось за шесть месяцев на 34 процента. — Кроме того, монтируются средства видеонаблюдения для обеспечения порядка на улицах и в других общественных местах. До 2015 года во Владивостоке мы установили 224 камеры, скоро появится еще более 300 камер. За период действия программы на системы видеонаблюдения и комплексы фиксации нарушений правил дорожного движения будет направлено порядка 450 миллионов рублей, — отметил Виктор Леонов.

— Мы имеем достаточно большой опыт работы в этой сфере и понимаем, что те видеокамеры, которые устанавливались прежде, не решают многих задач: по записям с них невозможно определить приметы преступника или номер автомобиля. Но запускаемая сейчас система видеонаблюдения, направленная на предотвращение ДТП, это очень эффективный рычаг, хотя и дорогостоящий, — рассказал Виктор Гутов. — Я, как представитель негосударственной сферы, полагаю, что в осуществлении программы «Безопасный край» должны участвовать наши представители и специалисты. Хотелось бы, чтобы мы, наконец, нашли возможность вести равноправный диалог и установить партнерские отношения между бизнесом и властью, в сфере безопасности в том числе.

Институт проблем безопасности устойчивого развития совместно с экспертами негосударственной сферы безопасности разработал Концепцию формирования и устойчивого развития НСБ Российской Федерации. Сейчас она проходит обсуждение на различных площадках по всей России. В каких аспектах сотрудничества государственных и негосударственных структур безопасности концепция может стать действенным инструментом?

— За 22 года развития негосударственная сфера безопасности превратилась в очень серьезную индустрию, в ней задействованы большие людские, материальные и организационные ресурсы. Достаточно сказать, в НСБ трудятся более двух миллионов человек, — утверждает Виктор Гутов. — Тем удивительней, что полиция нередко не воспринимает частные охранные предприятия как силу, которая является надежным помощником, а не соперником. Если передать часть функций, скажем, поддержание правопорядка на стадионах и спортивных объектах, ЧОПам, то высвободятся силы полиции, которые можно перенаправить на обеспечение антитеррористической защищенности и безопасности на улицах городов. Мы — представители негосударственной сферы безопасности — заинтересованы работать сообща и на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) на всех уровнях: муниципальном, краевом, федеральном.

Россия вступила в ВТО, и по международному закону госструктуры не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, соответственно, с конкурентных рынков будут выводиться государственные предприятия, в том числе охранные — здесь открывается поле для взаимных действий власти и организаций НСБ, тем более в условиях сокращения численности МВД России за счет вневедомственной охраны (ОВО) РФ. Уже известно, что численность должностей в подразделениях ОВО снизится на 43,3 тысячи. Наконец-то не будет монополии в этом секторе рынка.

— Но возникает вопрос, кто и как станет «распределять» освобождающиеся ниши. В Приморском крае достаточно много объектов находится пока под вневедомственной охраной. Теперь ее клиентам придется либо организовать охрану своими силами, либо, что более рационально, обратиться к частным компаниям, имеющим разрешение на такой вид деятельности. Надо отметить, что услуги ЧОП, например, пультовая охрана, обходятся дешевле, чем работа госструктур. Но, похоже, этот «пирог» частникам никто не стремится уступать, хотя я уверен, что рынок должен делиться цивилизованно. Нам всем вместе нужно обеспечивать национальную безопасность, и негосударственная сфера — ее часть, — уверен Виктор Гутов.

— Органы власти Приморского края 4 февраля 2015 года приняли закон об участии региона в проектах ГЧП. В нем дан конкретный перечень сфер жизнедеятельности, в которых реализуется государственно-частное партнерство на территории края. И среди них, к сожалению, нет сферы охраны и правопорядка, — заметила Екатерина Ольховская.

— Да, охранная деятельность регулируется особым законом и выпадает из общей системы законодательства. Но социально значимую функцию (а участие в охране правопорядка таковым и является) частные структуры могут реализовать через непрофильный закон — закон об участии граждан в охране общественного порядка. И, нужно отметить, что в Приморском крае уже зарегистрированы профессиональные народные дружины из числа сотрудников охранных организаций, — говорит Евгений Пушкарев.

Как в Приморском крае осуществляется государственно-частное партнерство в сфере обеспечения безопасности? — Один из ведущих проектов Ассоциации структур безопасности ДФО — Центр взаимодействия, который, кстати, является составной частью программы «Безопасный город». Задача — объединить усилия негосударственного сектора и органов исполнительной власти, МВД, МЧС. В проекте три составляющих взаимодействия ЧОПов: между собой, с полицией, с министерством по ЧС. Четыре частных предприятия с прошлого года действуют совместно. В результате увеличилась зона охвата, а время реагирования у каждого из участников сократилось на 30 процентов.

Основной метод взаимодействия ЧОПов и полиции — информационный обмен, который успешно реализуется во Владивостоке с 2011 года. Что касается третьей составляющей, соглашение с МЧС по обеспечению пожарной безопасности находится в стадии согласования. Программа Центра взаимодействия призвана стать универсальным инструментом, объединяющим государственную и негосударственную систему национальной безопасности. По сути, она должна стать первым практическим шагом к ГЧП в области охранной деятельности.

— Мы сотрудничаем с частными организациями, и, действительно, собираемся подписать соглашение с ними. Но есть проблема: до сих пор, к сожалению, нет единого понимания — кто за что отвечает и кто какие решения принимает. Позиция нашего министерства: в первую очередь мы должны обеспечить своевременное получение информации о чрезвычайной ситуации, донести эти сведения до населения в максимально короткие сроки и оказать помощь людям, — говорит Олег Шеховцев.

— Надо решить, кто и как быстро будет реагировать, выезжать на место ЧП по сигналам, которые получают как частные, так и государственные организации. Реализовывать программы «Безопасный город», «Безопасный край» нужно в комплексе, всеми силами и средствами, через партнерские отношения. Без прописанных обязательств и желания каждой из сторон, без воли каждой стороны это сделать будет невозможно, — полагает Виктор Гутов.

— Одно из воплощений ГЧП — создание добровольной дружины. Будет подписано трехстороннее соглашение между муниципальными органами власти, ДНД и УВД, подготовлены удостоверения, сформирован штаб по взаимодействию. Мы планируем закончить эту работу в ближайший месяц и приступить к оказанию помощи органам правопорядка. Есть, правда, проблемы: например, сотрудник ДНД не защищен медицинской страховкой, если на дежурстве он получит травму. К тому же раньше на организацию и деятельность народных дружин выделялись средства. Теперь финансирование сокращено, предлагается формировать и содержать ДНД на добровольные пожертвования. Мы все же рассчитываем, что часть затрат на дружину в будущем будет компенсирована из бюджета, — сообщил Владимир Мозголик.

В 34 муниципальных образованиях Приморского края уже создано 54 народных дружины, в их составе 677 человек. В 2015 году ими раскрыто восемь преступлений, задержано и передано сотрудникам полиции 157 лиц за совершение административных правонарушений. Дружинники привлекались к охране общественного порядка в 35 массовых мероприятиях.

— Я поддерживаю эту мысль. Создание многофункциональных центров, государственно-частных партнерств может внести существенный вклад в развитие сферы безопасности нашего населения. Государственным правоохранительным органам нельзя не замечать, что на территории РФ существуют частные охранные предприятия, и с ними необходимо считаться и работать, — подытожил Владимир Закамов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *