Давление на бизнес характерно и для Приморья

Случаи «давления» на предпринимателей со стороны «оборотней в погонах» и рейдеров повсеместны в России, не является исключением и Приморье. Такое мнение в беседе с корр. PrimaMedia высказал председатель совета Приморского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия», депутат думы Владивостока Дмитрий Сулеев.

бизнес

 — Сейчас, на мой взгляд, значительная часть сотрудников правоохранительных органов оказывает давление на бизнес, благо что у них перед глазами есть примеры такой деятельности коллег. Это «давление» оказывается путем возбуждения уголовных дел — как по собственной инициативе с целью извлечения какого-то дохода в виде «откупных», так и по заказу конкурентов или же рейдерских структур, которые знают, как «правильно» захватить бизнес, имеют опыт, разработанные схемы, — утверждает Дмитрий Сулеев.

В зоне риска — бизнес крупный, стоимостью от 10 млн долларов. Второе условие — владелец бизнеса должен контролировать его самостоятельно (иметь контрольный пакет акций), иметь возможность самостоятельно распоряжаться активами. Невозможно, например, оказать давление на господина Грефа — ведь он не хозяин Сбербанка.

Еще одно условие — бизнес должен быть привлекательным и ликвидным. Как правило — это недвижимость, наличие объектов недвижимости в собственности у предпринимателя. Бизнес, связанный с IT-технологиями, или же торговые сети — малоинтересны, поскольку этот бизнес сложноуправляемый. А недвижимость имеет постоянный спрос и дает постоянный доход от сдачи в аренду. При наличии этих трех факторов бизнесмен рискует подвергнуться давлению в виде возбуждения в отношении него череды уголовных дел.

— Следует понимать, что «в ход» идет статья 159 УК РФ (мошенничество) — «дубинка для предпринимателей», как ее уже окрестили в России? Как вы считаете, что может делать из не самой сложной статьи УК именно такую «дубинку»?

— Речь прежде всего идет о том, действительно ли был преступный умысел у того или иного предпринимателя, обвиняемого в совершении мошенничества. Ведь что такое 159-я статья? Это «умышленное присвоение чужого имущества». То есть изначально у человека был умысел ввести кого-то в заблуждение, обмануть и присвоить — деньги или собственность. Проблема в том, что умысел сейчас стали доказывать практически при любой ситуации! Вот цитата из судебного решения: «Предприниматель с целью личной наживы получал прибыль от продажи товаров». Если написано в материалах следствия или приговоре, что предприниматель якобы имел преступный умысел — это считается уже априори доказанным.

Но действительно доказать умысел, на мой взгляд, настолько сложно. Судите сами, как точно определить, о чем человек думал в тот самый момент? А был ли ему вообще смысл замышлять и совершать то или иное деяние? Что он в результате этого мог приобрести, кроме лишних проблем? Мог ли он, например, получить доход какой-либо, рискнув своей репутацией или подведя себя «под статью»?

— Но ведь без риска предпринимательства не бывает, а бизнесмены — люди, как правило, авантюрного склада?

— Вот обычная, житейская ситуация: есть владелец сети магазинов, поставщики дают ему товар с отсрочкой 45 дней. Он торгует 45 дней, деньги не возвращает, начинает вести переговоры: «Дайте чуть-чуть отсрочки!» На практике поставщики не предпринимают каких-либо действий сразу, то есть можно до трех месяцев затягивать перечисление денег за товар, направляя их на какие-либо иные нужды. По закону предпринимателю нельзя здесь вменить 159-ю статью. Но он рискует своей репутацией — ему могут перестать верить.

На мой взгляд, предпринимателю необходимо иметь то, что не очень нужно рядовому гражданину. Это такой ресурс, как репутация. Репутация действительно стоит денег! Если, например, организация, занимающаяся долевым строительством, взяла деньги с дольщиков, а дом не построила — то каковы ее долгосрочные перспективы в этом бизнесе?

Поэтому мотивов для совершения преступления у бизнесменов меньше, чем у рядового человека. А следствие не задумывается — был ли смысл предпринимателю это умышленно делать? И многие суды, я считаю, не понимают и не видят отсутствия таких мотивов у предпринимателя, — отметил Дмитрий Сулеев.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *