Дорога к бизнесу будущего

Одна из главных проблем приморского бизнеса — недостаток человеческого капитала, способного решать не только задачи отдельно взятой компании, но и задачи развития всего Приморского края. Формирование предпринимателя завтрашнего дня — профессионально компетентного, социально ответственного, нравственно ориентированного — нужно начинать как можно быстрее. Такую точку зрения высказал сопредседатель Совета Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Эдуард Портнов.

— Эдуард Геннадьевич не так давно премьер-министр Медведев на одном из совещаний правительства РФ, посвященного проблеме роста цен на товары, сказал, что в бизнес должна вернуться мораль. Что вы думаете по этому поводу?

— Мораль должна вернуться не только в бизнес. Она должна вернуться на экраны телевизоров, в образование, в повседневную жизнь. Ну и в бизнес, конечно. Понятно, что это процесс небыстрый и трудоемкий. Образно говоря, дверь была настолько глухо заколочена, что сейчас потребуются известные усилия, чтобы ее открыть.

Когда мы говорим о возвращении морали в бизнес, прежде всего, вспоминаются имена известных российских предпринимателей-меценатов конца XIX — начала ХХ века, таких, как братья Третьяковы, Савва Мамонтов, Савва Морозов. Или, если говорить о Приморском крае, такие имена, как Густав Людвиг Альберс, Юлий Бринер, Яков Семенов, Алексей Старцев и другие. Понятно, что их деятельность могла бы послужить примером нынешним предпринимателям, особенно молодым. Не случайно ведь «Деловая Россия» совместно с Российским историческим обществом реализует проект «История российского предпринимательства», в рамках которого была проведена одноименная всероссийская олимпиада. Соответственно, у нас в Приморье прошел региональный этап этой олимпиады.

Я думаю, вспомнить о людях, которые стояли у истоков развития российского и в частности дальневосточного предпринимательства, очень важно. В контексте того общественного подъема, который мы сейчас наблюдаем, роста патриотических чувств, возвращения высокого значения слова «Родина», консолидации разных слоев населения и т.д. совместный проект «Деловой России» и Российского исторического общества» является и своевременным, и, я бы сказал, концептуальным.

Но брать примеры наша молодежь может не только с предпринимателей, прославившихся своей деятельностью на благо России в конце XIX — начале ХХ века. Брать пример можно и с тех, кто достойно ведет свой бизнес сейчас, занимаясь при этом и общественной деятельностью, и благотворительностью.

Не секрет, что отечественный бизнес 1990-х годов формировался, в основном, не на основах морали, честности и открытости. Не случайно мы называем это время и «диким капитализмом», и «лихими девяностыми». Но сейчас ситуация выглядит уже иначе. Не быстро, со сложностями, но позитивные изменения в бизнесе происходят. Соответственно меняется образ бизнесмена. Сегодня это уже не нувориш в малиновом пиджаке, просаживающий миллионы в казино и разъезжающий по городу в «черном бумере»; сегодня это деловой человек, создающий материальный ценности, работающий по 12-16 часов в сутки, ведущий общественную и даже политическую деятельность (он может быть депутатом, например). И общество, и государство, в общем-то, принимает такой образ. Правда, с оговорками.

— Какими оговорками?

— Видите ли, на сегодняшний момент в российском законодательстве и ведомственных положениях столько несостыковок и несогласовок, что бизнесмен, порой невольно, не желая этого, совершает какие-то нарушения, которые можно было бы избежать, будь законотворчество совершенней. Это на самом деле очень большая проблема, которую, как мне кажется, государство должно решать.

И, конечно, нужно повышать культуру деятельности правоохранительных и фискальных органов. Предприниматели не должны восприниматься как потенциальные нарушители всего и вся. Не надо стрелять по бизнесу из пушки при первом удобном случае. Органы государственной власти должны в первую очередь указывать на ошибки, помогать их исправить, а не наказывать во что бы то ни стало.

Государству выгодно поддерживать предпринимателей. И как производителей того самого ВВП, по уровню которого принято оценивать благосостояние государства, и как наиболее активный слой населения.

Ведь что такое предприниматель? Это, прежде всего, исходя из самого значения слова, предприимчивый человек. Человек, заряженный на созидание. Он по своей натуре таков. Ему мало восьмичасового рабочего дня. Он готов трудиться по 12-16 часов в сутки. Он хочет уставать, и он устает, однако продолжает двигаться к намеченной цели. Предприниматели — это люди, которые могут позаботиться о себе, о своей семье, о своих сотрудниках и тем самым снять это бремя с государства.

Но, как у всяких активных людей, у них в процессе их деятельности возникают различные проблемы, зачастую типичные. Выясняется, что решать их можно, обмениваясь каким-то опытом и информацией. Вполне естественно, что предприниматели объединяются в общественные организации, такие, как «Деловая Россия».

— А что привело в «Деловую Россию» вас? Необходимость сообща с коллегами решать какие-то проблемы?

— Не только это. Я, в принципе, человек активный. В советское время, работая на заводе «Изумруд», возглавлял комсомольскую организацию. И для меня принципы и нормы поведения, усвоенные в то время, и сейчас являются важными. С моей точки зрения, многие люди, работавшие в то время, заслуживают уважения. Так же, как и многие достижения, которые сейчас было бы не грех вспомнить. Во всяком случае, не стыдиться этого.

И во многих нынешних предпринимателях я вижу неравнодушие к тому, что сейчас происходит в обществе, в стране, в городе. И вот те позитивные изменения, которые происходят во Владивостоке, они ведь происходят не без участия бизнесменов.

— Существует мнение, что у нас в России слабо формируется гражданское общество. Не кажется ли вам, что на самом деле это не так? Гражданское общество есть, и его основу составляют предприниматели, люди независимые, самодостаточные, активные, умеющие аргументировано отстаивать свою точку зрения. И наши приморские предприниматели не раз доказывали это. В частности в ходе общественных обсуждений законопроекта о ТОРах и законопроекта о Свободном порте Владивосток они ясно и четко выразили свою точку зрения.

— Я считаю, что в том, что предприниматели сейчас имеют возможность сказать о своих проблемах, выразить свою точку зрения, — большая заслуга нынешней власти. Сегодня существует масса общественных организаций, которые объединяют активных людей, масса дискуссионных площадок, на которые приглашают бизнесменов в качестве экспертов для того, например, чтобы обсудить тот или иной законопроект. Пусть мы не знаем, каким получится закон в итоге. Но, может быть, как раз нашей, предпринимательской компетенции и не хватает его разработчикам. Нашей, предпринимательской точки зрения на проблемы, которые, быть может, разработчикам даже не известны.

К сожалению, нередко бывает и так, что бизнесменов слышат, все, что они говорят, фиксируют на бумаге, но потом об этом благополучно забывают.

Но, в любом случае, та оттепель во взаимоотношениях власти и бизнеса, которую мы наблюдаем, вселяет надежду. В конце концов, мы ведь только в начале пути. Нам еще предстоит сделать то, что сделано в других государствах, где законы оттачивались десятками, а то и сотнями лет, где в законах учтены и прописаны все возможные нюансы.

— Сегодня у бизнес-сообщества есть все перспективы для развития?

— Да, перспективы есть. Однако тут очень важно, что мы понимаем под развитием. Как мне кажется, сегодня понятие развитие зачастую подменяется понятием строительства. Мы говорим: «Развитие экономики», и видим, прежде всего, создание каких-то промышленных предприятий, логистических объектов, агропромышленных комплексов и т.д. Мы говорим: «Развитие Приморского края», и видим все те же предприятия, объекты и комплексы. Но мы забываем, что понятие развития гораздо шире. Что под развитием, прежде всего, нужно понимать формирование человеческого капитала, способного решать различные задачи этого самого развития.

А вот этого человеческого капитала, я бы сказал, качественно нового человеческого капитала сейчас как раз и не хватает. Прежде всего, бизнесу. В том числе приморскому.

— Что вы понимаете под качественно новым человеческим капиталом, необходимым приморскому бизнесу?

— Мне видится, что люди, приходящие в приморский бизнес, должны быть профессионалами. Во всех областях — в строительстве, промышленном производстве, сельском хозяйстве, рыбной отрасли, логистике.

Что греха таить, в настоящий момент многие приходят в бизнес в силу тех или иных жизненных обстоятельств. В той же строительной отрасли вы редко найдете человека, который прошел путь от инженера-строителя до руководителя компании. Сегодня таких людей раз-два и обчелся. То же самое и в сельском хозяйстве, и в рыбной промышленности.

Не знаю, может быть, я и ошибаюсь, но, мне кажется очень важным, чтобы будущий руководитель поработал где-то и руками, чтобы обязательно отучился в профильном вузе. И только потом стал крупным фермером или топ-менеджером в строительной отрасли. К сожалению, сегодня этот цикл воспитания профессионалов, специалистов своего дела нарушен. И его нужно восстанавливать. Причем изобретать велосипед здесь абсолютно не нужно. Достаточно восстановить на современном уровне, конечно, систему производственных практик, целевых наборов, распределения выпускников и т.д.

И второе, по порядку, но не по значению. Необходимо сместить акценты в образовании. Процесс образование, как известно, включает две вещи: процесс получения знаний и процесс воспитания. Процесс получения знаний сегодня, можно сказать, налажен. Но вот процесс воспитания фактически отсутствует.

Студент видит, как формируется общество, видит, что основой всего являются товарно-денежные отношения. Он видит, что многое в этой жизни покупается. Видит, что где-то можно и не трудиться, а решать проблемы с помощью кошелька. Видит, что личный успех, достаток, продвижение по карьерной лестнице ценится больше, чем общечеловеческие моральные принципы. Каждый день он слышит: «Победителей не судят», «Цель оправдывает средства», «Деньги не пахнут». И это очень опасно, я считаю. Потому что если человеку, лишенному моральных принципов, дать знания, это не будет способствовать развитию общества, а в большей степени его разрушению.

Поэтому я и говорю, что в сегодняшнем бизнесе, может быть, главная проблема, главная болезнь — недостаток нравственно ориентированных предпринимателей.

— Ну, хорошо, диагноз поставлен. А как лечить болезнь?

— Да очень просто. Поступить так, как поступают многие в бизнесе.

В бизнесе ты сначала представляешь нужный тебе результат, а потом ищешь способы его достижения. Так и здесь.

Мы должны представить образ предпринимателя, который нужен обществу, желающему идти вперед, а не стоять на месте. Мы должны решить, какими качествами и компетенциями должен обладать этот предприниматель. И только потом выстраивать политику его воспитания и образования.

И если мы договоримся, что нам нужен не только активный и предприимчивый бизнесмен, а бизнесмен созидающий, социально ответственный и нравственно ориентированный, то мы обязательно найдем пути его воспитания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *