Первопроходцы бизнеса

«Деловая сеть» начинает новый цикл статей, посвященных истории предпринимательства и роли людей бизнеса в освоении Приморского края. История освоения Дальнего Востока и территории нынешнего Приморского края — это, прежде всего, история путешествий, подвигов и славных дел русских землепроходцев, промышленных и служивых людей. Среди тысяч первопроходцев, осевших на новых дальних просторах Российского государства, выделилось много талантливых, предприимчивых людей, без которых освоение и развитие региона было бы невозможным.

Первопроходцы бизнеса

Вспомним наиболее значимые фигуры того времени.

Альберс Густав Людвиг

Коммерсант, меценат, общественный деятель. Один из пионеров коммерческого освоения Дальнего Востока, выходец из Гамбурга, Густав Альберс прибыл во Владивосток на барке «Оскар» в 1864 году.

Вместе со своим компаньоном Густавом Кунстом он вскоре основал небольшой магазин, выросший впоследствии в крупную торговую фирму «Кунст и Альберс». Она имела 33 филиала во многих губернских городах Российской империи, в соседних азиатских странах на Дальнем Востоке, в том числе в Хабаровске, Благовещенске и Николаевске-на-Амуре, а также в Порт-Амуре, Нагасаки и Шанхае.

Фирма «Кунст и Альберс» первой построила во Владивостоке электростанцию и бассейн, субсидировала многие проекты по развитию города. Ею были пожертвованы деньги на строительство лютеранской кирхи Святого Павла.

Всем, кто отправлялся в длительное путешествие, дальневосточные справочники конца XIX — начала XX века рекомендовали не брать с собой большие суммы наличных денег, а открывать счета в фирме «Кунст и Альберс», поскольку в любом городе, где имелся ее офис или магазин, вы могли незамедлительно получить необходимую сумму.

В городах Дальнего Востока и в Китае сохранились здания, некогда принадлежащие знаменитой фирме Альберса. Наиболее примечательные из них находятся во Владивостоке, на улице Светланской.

Бринер Юлий Иванович

Крупный предприниматель и общественный деятель. Родился в городе Ларош. Учился в коммерческой гимназии в Женеве. В 1880 году он прибыл во Владивосток, а в 1890 году принял русское подданство. С 1896 года — купец первой гильдии города Владивостока, потомственный почетный гражданин. Занимался золотопромышленностью, был пайщиком Ново-Удыльского товарищества. Владел транспортно-грузовой компанией «Бриннер, Кузнецов и Ко».

В 1908 году он начал лесоразработки на Сахалине, продукцию сбывал в Лондон, Шанхай, Австралию. С этого же времени вел разработку свинцово-цинковых рудников в Ольгинском уезде, на базе которых была создана акционерная компания «Тетюхе».

Учредитель Уссурийского горнопромышленного акционерного общества, пайщик спичечной фабрики А. Суворова. С 1914 года владел Монгугайскими угольными копями на берегу Амурского залива.

Коммерческий агент Голландии и Норвегии. Член Приморского областного статистического комитета, член Владивостокского биржевого общества. Член-соревнователь Приморского филиала Русского Географического общества, с 1893 года ежегодно вносил по 300 рублей на издания Географического общества, жертвовал деньги и музейные экспонаты. В 1908 году подарил музею коллекцию минералов и руд.

В марте 1920 года умер и похоронен в фамильном склепе в бухте Сидими.

Гек Фридольф Кириллович

Мореплаватель, китобой, исследователь. Фридольф Гек родился в 1836 году в Финляндии.

С двенадцати лет начал выходить в море. В 1855 году в порту Або он поступил в мореходную школу и в мае 1856 года успешно сдал экзамен на штурмана, но для получения должности штурмана ему недоставало плавательного ценза. В 1857 году Гек был зачислен гарпунером на китобойное судно «Граф Берг» финляндско-русской китобойной компании и несколько лет бороздил воды Тихого океана. В 1863 году он окончил мореходную школу и получил диплом капитана.

26 марта 1868 года бриг «Император Александр II» под его командованием, с финскими переселенцами на борту, вошел в порт Находка.

Фридольф Гек первым из россиян организовал китобойный промысел в Приморье. Помимо этого, он занимался транспортными перевозками и рыболовством. С 1893 года Гек, находясь на государственной службе, командовал шхуной «Сторож» Министерства государственных имуществ, которая охраняла котиковые лежбища и была наделена правом таможенного надзора.

Гек выполнил съемку бухт некартографированных участков побережья Чукотки, Камчатки и Японского моря. Им было открыто несколько бухт, составлены карты с промерами глубин устьевых участков рек, глазомерные планы многих якорных стоянок. Нынешнее поколение дальневосточных моряков до сих пор пользуется навигационными картами нашего побережья, на которых в примечаниях пишется: «По глазомерной съемке шкипера Гека».

Семенов Яков Лазаревич 

Купец, рыбопромышленник, общественный деятель. Первый гражданский житель города Владивостока и первый общественный староста. Яков Лазаревич Семенов поселился в посту Владивосток в 1861 году.

В 1864 году Семенов в своей верфи построил первую парусную двухмачтовую шхуну «Эмилия». Став ее капитаном, развозил по близлежащим постам людей, почту и грузы. В 1867 году он, первым из россиян, открыл промысел морской капусты и организовал артели по ее заготовке по всему побережью.

В 1885 году он опубликовал работу «Промысел морской капусты в Японском море», а в 1890 году Главная экспертная комиссия Всероссийской рыбопромышленной выставки вручила ему диплом и серебряную медаль за представленные образцы морской капусты и некоторых пород рыб.

Яков Семенов был крупным коннозаводчиком и одним из главных поставщиков лошадей для нужд казенных ведомств и населения. Образованная им фирма «Семенов, Демби и Ко» получила известность далеко за пределами Дальнего Востока и в 1896 году была награждена золотой медалью на Нижегородской ярмарке.

Семенов вел обширную торговлю и имел свою контору в японском порту Хакодате, где организовал обслуживание российских коммерческих судов и военных кораблей.

Делегат трех Хабаровских съездов, Яков Семенов был известным общественным деятелем и принимал самое активное участие в выработке экономической политики края и подготовке рекомендаций царскому правительству. В 1875 году Семенов стал гласным Городской думы, а в 1900 году был избран почетным гражданином Владивостока. Именем Якова Лазаревича Семенова названа одна из улиц города Владивостока.

Старцев Алексей Дмитриевич

Крупный дальневосточный предприниматель, фабрикант, фермер, коммерции советник, купец I гильдии и общественный деятель Алексей Дмитриевич Старцев начал свое дело во Владивостоке в 1880 году.

В 1891 году Алексей Старцев поселился на острове Путятин близ города Владивостока и на купленных и арендованных землях приступил к созданию хозяйства, которое специализировалось на растениеводстве, пчеловодстве и животноводстве. В 1893 году на острове был построен кирпичный завод, обеспечивающий кирпичом почти половину Владивостокских новостроек, а вслед за ним фарфоровый завод, изделия которого славились на весь Дальний Восток, и слесарно-механические мастерские.

С 1892 года между Владивостоком и островом Путятин курсировал, принадлежащий Старцеву пароход «Чайка».

Алексей Дмитриевич Старцев был одним из основателей Русско-Китайского банка, инициатором проведения в Китае телеграфных линий и железных дорог.

Он собрал уникальную библиотеку, включающую в себя редкие книги по востоковедению, как печатные, так и рукописные, а также единственную в мире по полноте и научной ценности коллекцию предметов буддистского культа, за которую Парижский музей еще в 1898 году предлагал Старцеву 3 миллиона франков, но он отказался продавать ее за любые деньги. К несчастью, и библиотека, и коллекция погибли во время Боксерского восстания.

Суворов Михаил Иванович

Лесопромышленник, строитель, меценат. Уроженец Санкт-Петербурга, Михаил Иванович Суворов поселился в Приморье в начале 80-х годов XIX века и начал заниматься строительными подрядами. Его трудами только во Владивостоке были построены: Восточный институт, Народный дом, Духовная консистория, Свято-Покровский храм, женская гимназия, памятник Г. И. Невельскому и многое другое.

В лесничестве близ села Черниговка Суворов владел крупным лесопильным производством, на основе которого было создано товарищество «Лес Уссурийский».

Во Владивостоке Михаил Суворов основал слесарно-механический завод (ныне завод «Металлист»). В 1907 году он получил разрешение на открытие в Приморье горнорудного производства — от устья реки Рязановка до устья реки Суйфун и от мыса Поворотного до бухты Ольга.

Суворов финансировал деятельность Общества изучения Амурского края, делал большие пожертвования Русской Православной церкви, возглавлял горнотехническую комиссию. В 1897 году он активно участвовал в Российской переписи населения на Дальнем Востоке. За неустанный труд на благо Отечества Михаил Иванович Суворов был награжден орденом Святой Анны III степени.

Чурин Иван Яковлевич

Коммерсант, меценат, иркутский купец Иван Чурин в 1867 году при участии братьев Бабинцевых, основал Торговый дом «Чурин И. Я. и Ко». Спустя несколько лет компания уже имела крупные магазины в Чите, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске, а также в Харбине, Шэньяне и на других станциях — вдоль полосы отчуждения Китайской Восточной железной дороги.

Торговая марка «Чурин И. Я. и Ко» стала одинаково известной и авторитетной как в России, так и в Китае.

После октябрьского переворота имущество фирмы в России было национализировано, но она продолжала свою деятельность в Северо-Восточном Китае.

Когда в Китае был установлен коммунистический режим фирма «Чурин И. Я. и Ко» была передана китайской стороне, но название ее было сохранено. Сейчас, как и прежде, в престижных магазинах «Чулин» (так их называют китайцы) во всех крупных городах Северо-Восточного Китая можно купить все — от булавки до комнатной мебели.

Шевелев Михаил Григорьевич

Купец первой гильдии, коммерции советник, член общества изучения Амурского края, которое было создано благодаря его активному участию, почетный попечитель Восточного института и основатель первого русского частного пароходства на Дальнем Востоке.

Родился в 1840 году в Сибири. После окончания школы переводчиков, был направлен в русскую православную духовную миссию в Пекине. В Ханькоу он нанялся рядовым клерком в крупную компанию «Оборин, Токмаков и Ко», специализирующуюся на торговле чаем. В 1874 году стал совладельцем фирмы, на вывеске которой отныне было указано «Токмаков, Шевелев и Ко».

Уже в следующем году он купил собственный пароход «Батрак», который начал доставлять чай из Китая в Россию. Этот пароход стал первым судном под российским флагом, выполнявшим грузопассажирские перевозки на Тихом океане. При поддержке правительства в 1880 году Шевелев основал первое русское морское пароходство на Дальнем Востоке — судоходную компанию «Шевелев и Ко».

В 80-е годы XIX века Шевелев стал крупнейшим русским пароходчиком на Тихом океане. Кроме того, он занимался благотворительностью, выделяя средства на образование, культуру, научные изыскания, нужды переселенческого управления края, организацию и проведение экспедиций по поиску нефти на Сахалине. Между делами коммерческими он увлекался археологией, слыл большим знатоком истории и культуры Китая и Бохайского царства.

Янковский Михаил Иванович

Коннозаводчик, исследователь, охотник. Дворянин, поляк по происхождению, Михаил Иванович Янковский был сослан в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 года.

В 1875 году Михаил Янковский оказался во Владивостоке и вскоре был назначен управляющим золотыми приисками на острове Аскольд. В 1880 году он поселился в бухте Сидими, на полуострове, носящим ныне его имя, и создал там образцовое хозяйство.

Став вскоре известным коннозаводчиком, Янковский вывел новую породу лошадей, за что был награжден орденом Станислава II степени. Занявшись пантоводством, он первым стал приручать дикого оленя, а также первым в России создал плантацию дикорастущего женьшеня.

Михаил Янковский был увлеченным исследователем природы края и его истории. Открыл несколько десятков бабочек, семнадцать из которых носят его имя, описал три вида птиц, в числе которых широко известная овсянка Янковского, нашел стоянку доисторического человека, получившую в археологии название «янковской культуры». Вместе с сыновьями вел метеорологические исследования, разработал научные основы ведения хозяйства, изготавливал чучела зверей и птиц и собирал гербарии для крупнейших музеев мира.

Янковский был награжден малой золотой медалью Императорского общества сельского хозяйства и серебряной медалью Государственного коннозаводства. Его работа «Остров Аскольд» была удостоена серебряной медали Русского Географического общества.

В 1991 году в бухте Сидими был открыт памятник Михаилу Янковскому, надпись на котором гласит: «Он был дворянином в Польше, каторжником в Сибири и нашел приют и славу в Уссурийском крае. Содеянное им — пример будущим хозяевам земли».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *