Региональные дорожные фонды — второе рождение

С начала текущего года в Хабаровском крае опять появился региональный дорожный фонд. Такие структуры действовали в России с 1992 по 2002 годы, но потом их упразднили. В последующие годы деньги на дорожные проекты выделялись только из бюджетов, что приводило к хроническому недофинансированию отрасли. Аккумулирование средств налогоплательщиков в дорожном фонде должно способствовать целевому использованию денег и возможности планировать дорожную деятельность.

Региональные дорожные фонды - второе рождение

— Анализ изменения объемов финансирования после упразднения дорожного фонда показал резкое сокращение выделяемых на дорожное хозяйство средств. Так, в Хабаровском крае объем финансирования в 2010 году сократился по сравнению с 2003 годом почти в 2 раза — с 1,5 млрд рублей до 840 млн рублей, — пояснил министр промышленности и транспорта края Владимир Быченко. И это при том, что стоимость строительства и ремонта дорог за эти годы выросла в 1,5-2 раза, значительно подорожали как материалы (песок, асфальт и т.п.), так и рабочая сила. Нехватка денег привела к ухудшению состояния региональных автодорог: половина из них требует ремонта, часть находится в аварийном состоянии.

Заметим, что аналогичная картина складывалась не только в Хабаровском крае, но и в ряде других субъектов РФ. Но особенно болезненно подобное снижение сказалось на дорогах областей и краев Дальнего Востока, где недостаточное развитие транспортной сети является, пожалуй, основным препятствием для развития экономики.

В итоге решили возродить старую организационную схему. В марте прошлого года Госдума приняла закон о создании в России дорожных фондов на федеральном и региональном уровне. А в декабре приняли закон Хабаровского края № 159 «О дорожном фонде Хабаровского края».

Установленные законом источники пополнения дорожного фонда разнообразны. Основная их часть — транспортный налог и акцизы на бензин. Также в дорожный фонд пойдет плата за аренду земли, расположенной в полосе отвода этих дорог, плата, взимаемая за причинение вреда автомобильным дорогам транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, платежи за присоединение объектов дорожного сервиса к автодорогам: заправки, кафе, и прочие придорожные сервисные предприятия.

Всего, по предварительным оценкам, бюджет фонда на 2012 год составит 2,8-3 млрд рублей. Предусмотрен механизм, который позволит при необходимости увеличивать средства фонда. Формирование и расходы фонда предполагается сделать открытыми для общества: на официальных сайтах будет размещена информация о том, какие программы намечаются в том или ином году, сколько стоят объекты, когда будут вводиться в эксплуатацию, и какие подрядчики привлечены к работам.

— Важно и то, что неизрасходованные средства фонда станут переходящими, то есть в случае необходимости будут перенесены на следующий год. Это избавит от необдуманных трат и желания как можно быстрее освоить деньги. У дорожников появится возможность выполнять работы качественнее, с учетом сезонных особенностей, — сообщил Владимир Быченко.

По мнению губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, четко установленные доходные источники нового фонда позволят более эффективно и максимально точно определять финансовые возможности для осуществления дорожной деятельности на перспективу.

«Возвращение к дорожным фондам целесообразно, — отметил губернатор, комментируя принятие соответствующего закона. — Краевые власти в своё время обращались к А.Кудрину с просьбой не ликвидировать дорожные фонды. Нас не услышали, посчитали, что мы найдем деньги в местных бюджетах. Но это оказалось непосильной задачей. Теперь, думаю, ситуация изменится к лучшему».

Согласно закону не менее пяти процентов средств должно быть направлено на ремонт дорог общего пользования населённых пунктов и пять процентов на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. Эти субсидии составят порядка 240 миллионов рублей, что более чем в два раза выше прошлогоднего показателя. Будем надеяться, что дворы тоже станут благоустроеннее.

Распорядителем фонда уполномочено министерство промышленности и транспорта правительства края, заказчиком — Хабаровское управление автомобильных дорог. Главная статья расходов фонда, более миллиарда рублей на 2012 год — содержание автодорог. На ремонт в текущем году запланировано 630 млн рублей. Порядка 500 миллионов пойдёт на софинансирование строительства и реконструкции дорог Лидога — Ванино, Селихино — Николаевск, Комсомольск — Чегдомын, Уктур — Кенай, моста через протоку Амурская на Большой Уссурийский остров.

Всего на эти федеральные, предусмотренные концепцией развития Дальнего Востока и Забайкалья объекты до конца года будет выделено порядка пяти миллиардов рублей, подавляющая часть которых пойдет из федерального бюджета. Основные усилия будут направлены на трассу Хабаровск — Лидога — Ванино.

Кстати: Аналогичный фонд создан и в Приморском крае. В сентябре 2011 Законодательным Собранием Приморского края принят закон о дорожном фонде Приморского края. Общая сумма предполагаемых поступлений в 2012 году от указанных в законопроекте источников доходов краевого бюджета составляет 5,5 млрд.

Впрочем, в Приморском крае отсутствие дорожного фонда не привело к существенной «просадке» в темпах дорожного строительства и ремонта, поскольку такие мероприятия с 2007 года проводились в рамках целевой программы «Дороги края».

Евгений Петров

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *