Строительный парадокс

Выполнение строительных и ремонтных работ — один из самых проблемных видов деятельности. Большинство строительных организаций Приморья едва сводят концы с концами, а многие просто ликвидируются.

строительство

«Строители сами создали себе проблемы. Недостаток объемов работ вызван отсутствием регулирования их распределения. Это привело к стихийному стремлению каждой из компаний набрать как можно больше работ, без какого-либо планирования и оценки возможности ее выполнения, — отмечает Андрей Кухарук, генеральный директор ГК «Промподряд». — Сегодня любая строительная фирма стремится взять как можно большие объемы работ, независимо от вида и стоимости, главное — заключить контракты с наибольшей суммой. У многих это получается, а вот исполнить обязательства перед заказчиком — нет. Это связано с отсутствием организационно-контрольной структуры, производственных, материальных, инженерно-технических, кадровых возможностей и опыта подобных работ. То есть возможность выполнить самостоятельно комплекс строительства отсутствует. Остается перепоручить его выполнение другой строительной компании, отдать на субподряд, оставив себе генподрядную премию (обычно это 10-15% от стоимости контракта)».

В большинстве случаев первый субподрядчик сам не работает, а отдает весь объем или его часть за вычетом собственной премии другому субподрядчику. Тем самым выстраивается цепочка из нескольких посредников (обычно из трех, четырех, а на значительные объемы — пяти, шести). В итоге непосредственный исполнитель получает оплату в размере 35-40% от сметной, а в некоторых случаях — и того меньше и со значительной задержкой. Заниженная стоимость работ негативно влияет на сроки их выполнения и качество. В данной ситуации страдает не только подрядчик, но и заказчик, — сообщает «Конкурент».

По словам Андрея Голотина, члена правления, директора Дальневосточного филиала НП СРО «МОСП МСП-ОПОРА», если раньше в нашей стране было много надежных строительных компаний (стройтресты, строительные управления и т.д.), то сегодня ситуация полностью изменилась. «У нас в крае очень мало строительных компаний, которые чувствуют уверенность в завтрашнем дне и могут самостоятельно, качественно и в срок выполнить весь спектр строительных работ. Для того чтобы хоть как-то выжить на строительном рынке, этим фирмам приходится хвататься практически за любые предложения. А выполнят они это самостоятельно или отдадут кому-то на субподряд — это уже не важно. Важно заработать свою прибыль, чтобы завтра продолжать работать», — сказал Голотин.

«Постоплата с отсрочкой платежа»

Случаи перепродажи строительных подрядов во много раз возросли с началом проведения электронных аукционов на право заключения контрактов на выполнение строительных и ремонтных работ. Появились компании-посредники, не являющиеся строительными, но имеющие допуски на электронные площадки. Такие фирмы участвуют во всевозможных аукционах и получают контракты за счет снижения цены заявки, а потом перепродают их строительным компаниям, а те в свою очередь — следующим.

Еще одной причиной, мешающей нормальному выполнению работы строительным предприятием, является отсутствие авансирования. В настоящее время подавляющее большинство государственных контрактов заключаются с авансом не более 30% от общей суммы договора, а некоторые вообще без какой-либо предоплаты, еще и с отсрочкой платежа от одного месяца до полугода.

Наряду с государственными учреждениями так называемую «постоплату с отсрочкой платежа» все чаще стали использовать и частные компании. Данный порядок расчетов за строительные работы делает возможным их выполнение лишь небольшим кругом строительных компаний, имеющих достаточный запас оборотных средств. Все остальные на таких условиях нормально работать не могут. Но часто от отсутствия других заказов берутся на свой риск, изыскивая различные возможности (получение кредита, договоренность об отсрочке оплаты с поставщиками строительных материалов, привлечение неквалифицированных, низкооплачиваемых исполнителей работ и т.п.). При такой организации производства только в редких случаях возможно успешное завершение работ и сдача объекта. Часто в проигрыше оказываются две стороны: подрядчик и заказчик.

Надежда Куликова, директор НК СРО «РОС-ПК»: «Очень важно и нужно, чтобы отношения в среде регулирования подрядных торгов были узаконены. Единственной формой торгов на стройку должны быть конкурсы. Никто не заинтересован в демпинге более 10-15%, кроме недобросовестных компаний, не отвечающих за качество работ в конечном итоге. Печально то, что генподряды расхватывают, как горячие пирожки, компании не из Приморского края, а им безразлично, в каких домах будут жить дальневосточники. Необходимо введение преимущественного права на генподряд для местных строительных компаний».

Вадим Золотавин, главный инженер ГК «Капитал строй»: «Субподрядчик — это расширенное понятие. К примеру, необходимо произвести монтаж какой-либо системы (подвод воды, электричества, отвод канализации), прохождение достаточно сложное (требуется, к примеру, рытье траншеи в скальном грунте), а у подрядной организации специализированной техники для выполнения таких работ нет. Да и, по сути, не должно быть, так как такого рода работы достаточно редки, чтобы учитывать их в вопросе приобретения соответствующей техники. В этом случае и привлекается специализированный субподрядчик с указанной техникой, оставляя основной объем работ для выполнения основному субподрядчику. Это обычное явление. А вот если мы говорим о подрядчике, который имеет технические возможности полностью заменить какого-то посредника, тогда именно такая форма взаимодействия с посредником рано или поздно исключается. И вытеснят ее экономические законы: зачем платить, к примеру, 100 рублей посреднику, если он с них оплачивает 85 конечному подрядчику?

Есть другая проблема: согласно 214-ФЗ запрещено привлекать денежные средства граждан на «нулевом цикле». То есть затраты застройщика по созданию проектной документации, приобретению или взятию в аренду земельного участка под строительство, проведению геологических изысканий, начальным земляным и фундаментным работам идут с собственного бюджета застройщика. Финансирование банков в форме кредитования на этом этапе почти исключено, так как строительство в общем понимании — это рисковое вложение средств, а на этапе «нулевого цикла» это «риск в квадрате». И дело тут даже не в порядочности или непорядочности застройщика как такового. Любые изыскания — «кот в мешке», что получим — неизвестно. А проводить их необходимо. Может оказаться, что расположение того, что хочется, невозможно по причинам, к примеру, слабости грунтов или наличия каких-то иных препятствий».

Что делать? Делать-то что?

Сегодняшняя реальность такова, что в среднем на один свободный строительный подряд приходится 7-8 претендентов. Сложившейся ситуацией часто пользуются заказчики, определяющие основным критерием предложений к выполнению работ только их цену, тем самым подталкивая строителей к неконтролируемому демпингу. Некоторые подрядчики, получив работу по заниженной цене, не могут найти бригады для выполнения этих работ. С этим связаны многие случаи неполной оплаты работ исполнителям.

По мнению Кухарука, остановить спонтанный, неконтролируемый демпинг возможно принятием минимальных расценок для каждого вида строительных и ремонтных работ. «С помощью этих мер можно оградить строительный рынок от недобросовестных участников и обеспечить достойную оплату труда непосредственным исполнителям работ. Я не призываю к какому-либо монопольному сговору, просто необходимо навести порядок в ценообразовании на строительные работы, — пояснил Кухарук. — Кроме того, у нас должен работать какой-то орган, чтоб строители собирались и решали свои проблемы».

Алиса Макаришина, руководитель СРО НП «Содружество строителей» во Владивостоке: «Все эти проблемы — от несовершенства принятых законов. Система госзаказа на тендерной основе порочна, ведет к несоблюдению ГОСТов, ухудшению качества продукции, фальсификации объемов выполненных работ, уничтожению базы развивающихся предприятий, злоупотреблениям, нерациональному использованию людских и материальных ресурсов государства, нарушению процесса ценообразования в отрасли, в условиях рынка. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, необходимо изменить систему финансирования отрасли».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *