Уголь готов к рекордам

Заявленные планы по развитию инфраструктуры к середине следующего десятилетия могут привести к удвоению дальневосточных мощностей по перевалке угля.

Амурский уголь

2016 год окончательно закрепил преобладание восточного тренда в российском угольном экспорте: еще в июне прошлого года глава Минэнерго РФ Александр Новак в ходе Международного конгресса по обогащению угля сообщил, что поставки угля на восток впервые превысили экспорт на запад, пишет газета «Известия». При этом объемы экспорта в целом показывали впечатляющий рост: по данным Минэнерго, вывоз российского угля в 2016 году вырос до 163,6 млн т, или на 16,54% в сравнении с 2015 годом.

Для портов Дальнего Востока восточный поворот российского угля принес серию знаковых достижений. Еще в октябре прошлого года АО «Дальтрансуголь», входящее в холдинг СУЭК, отгрузило на флот 100-миллионную тонну угля, установив рекорд дальневосточных портов за последние восемь лет. Порт Ванино в Хабаровском крае уже по итогам девяти месяцев 2016 года сообщил, что перевалка угля на экспорт показывает наибольший рост — почти в полтора раза. Угольный порт Посьет в Приморском крае (входит в структуру холдинга «Мечел») увеличил в прошлом году перевалку на 37,2%, до 7 млн т угля.

Крупнейший в России угольный стивидор АО «Восточный порт» (Находка), входящий в состав холдинга «Управляющая портовая компания», в 2016 году установил новый для России рекорд объемов перевалки угля одним предприятием за один календарный год — 23,5 млн т. А по итогам нынешнего апреля «Восточный порт» сообщил, что этот месяц стал самым эффективным за всю историю работы предприятия: рост грузооборота к марту составил 42%, а всего за четыре месяца текущего года было обработано более 8 млн т угля. Как отмечает руководство порта, эти показатели стали результатом многолетней инвестиционной программы, начатой в 2011 году, причем после ввода в эксплуатацию в 2017 году третьей очереди порта рост грузооборота продолжится.

Стремительному увеличению экспорта способствует благоприятная ценовая конъюнктура: в прошлом году после длительного спада цены на уголь вновь пошли вверх — во многом за счет увеличения спроса со стороны Китая, обнадежив крупнейших игроков отрасли. Например, растущие цены на уголь подтолкнули вверх акции группы «Мечел», что позволило ей в середине прошлого года показать прибыль впервые с 2012 года. Новый скачок цен произошел в начале нынешнего апреля из-за тропического циклона «Дебби», сократившего поставки по австралийскому маршруту на 90%, после чего спотовая цена высоко­качественного коксующегося угля всего за день подскочила на торгах на 34%, до $283 за тонну.

— В результате Дальний Восток сейчас переживает настоящий угольный бум, и свободных портовых мощностей по перевалке угля на Тихоокеанском побережье страны почти нет, — констатирует управляющий партнер компании «ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)» Моисей Фурщик.

В то же время активно идет строительство новой инфраструктуры: по подсчетам Фурщика, к 2025 году на Дальнем Востоке мощности по перевалке угля могут увеличиться на 70–90 млн т, то есть в два и более раза превысить нынешние показатели, что позволит закрыть ожидаемые потребности в инфраструктуре. Для сравнения: в 2015 году морские порты Дальневосточного бассейна обеспечили перевалку порядка 70 млн т угля, а в первом полугодии прошлого года совокупный прирост составил 18%.

В числе наиболее значимых перспективных проектов следует отметить строительство крупных терминалов компаний «Сахатранс» (Volga Resources Group) и «Дальтрансуголь» в Ванинском районе Хабаровского края, которые смогут направлять на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 24 млн т угля в год. Также ожидается начало строительства терминала резидентом Свободного порта — ООО «Дальневосточный Ванинский порт». В прошлом году о планах развития угольного терминала «Север» в порту «Восточный» сообщила и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова — один из наиболее активных транспортно-логистических игроков на Дальнем Востоке. «Угольный бум» не обошел стороной даже далекую Чукотку: в рамках проекта территории опережающего развития (ТОР) «Беринговский» планируются реконструкция одноименного порта и строительство нового незамерзающего порта мощностью 12 млн т в бухте Аринай. Возможно также возрождение небольшого морского порта в Александровске-Сахалинском.

— Строительство новых терминалов движется, и в реализации заявленных планов по развитию инфраструктуры никаких проблем нет: все, что запланировано, теоретически возможно сделать, — отмечает руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

— Пока существующая инфраструктура выдерживает рост перевалки угля, хотя нельзя сказать, что мощности в избытке. Но надо учитывать, что для дальнейшего наращивания перевалки угольщикам нужно увеличивать добычу, закупать новые вагоны и другую технику, а это тоже небыстрые процессы, — говорит Безбородов.

Между тем у дальневосточного «угольного бума» уже вполне отчетливо обозначилась и обратная сторона — экологические проблемы, которые создает наращивание экспорта угля. Их средоточием на протяжении последних нескольких лет стал поселок Ванино, где местные жители регулярно требуют от властей Хабаровского края и администрации порта, расположенного в непосредственной близости от жилых кварталов, принять меры по борьбе с угольной пылью. Поэтому новые проекты угольных терминалов требуют от государства и инвесторов более активных мер по обеспечению экологической безопасности.

Как поясняет Моисей Фурщик, современные терминалы стараются строить на удалении от крупных населенных пунктов — как минимум в нескольких километрах от них. В новых проектах применяются гораздо более экологичные технологии: конвейерная подача угля, тумано— и пено­образователи, снегогенераторы, вакуумные зачистные установки, машины для брикетирования угольной пыли и т.д.

— Все это не очень дешево, но зато радикально снижает степень воздействия на окружающую среду, — говорит эксперт. — Именно поэтому экологические протесты жителей Ванино касались не огромного терминала «Дальтрансуголь», а гораздо меньшего по объему перевалки Ванинского морского торгового порта, работающего еще с советских времен. Но даже на относительно старых угольных терминалах можно в несколько раз снизить распространение угольной пыли за счет применения водяных пушек, строительства защитных экранов и прочих мер. Большинство таких портов уже ведет подобную работу, хотя и не всегда это происходит в должном темпе. В перспективе желательна диверсификация традиционных универсальных портов, подразумевающая снижение доли угля в общем объеме грузов. Но пока это сделать довольно сложно из-за относительно малых потоков альтернативных типов груза. В целом перед старыми портами стоит скорее вопрос о сохранении текущих объемов перевалки угля, а не о ее существенном увеличении.

Наконец, еще один вопрос, который волнует угольный бизнес: как долго продержится высокая волна на мировом рынке этого сырья? По мнению Моисея Фурщика, поскольку уголь — это циклический товар, сейчас нет факторов для серьезного долгосрочного повышения цен, то есть взрывного роста мирового потребления или катастрофического снижения добычи. «Поэтому в обозримой перспективе цены могут снова несколько снизиться, но вряд ли такое снижение произойдет в масштабах, критических для ведущих российских угольных компаний», — резюмирует аналитик.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *