Авиапром определился с приоритетами

Лайнеры SSJ-100 и МС-21 станут главной надеждой отрасли. Согласно обновленной стратегии развития авиапрома, два этих проекта позволят России занять достойное место на глобальном рынке гражданских самолетов. Одновременно будет урезано финансирование выпуска устаревшего самолета Ту-204, и уже занявшего свою нишу на рынке лайнера Ан-148.

авиапром

 Проект обновленной госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» опубликован на сайте Минпромторга. Документ предусматривает дальнейшее развитие двух существующих целевых программы (ФЦП) — по развитию оборонпрома до 2020 года и по развитию гражданской авиатехники до 2015 года. Финансирование военных расходов подробно не раскрывается. Зато известно, что в 2013 году затраты на развитие гражданского авиапрома составят почти 76,6 млрд рублей. А всего за предстоящие годы государство вложит в военное и гражданское авиастроение почти 1,5 трлн рублей.

Это позволит гражданским самолетам Россия занять 3,1% мирового рынка продаж в денежном выражении. По прогнозам, мировой рынок самолетостроения вырастет к 2025 году в 2,3 раза — до 366 млрд долларов, и около 80% этой суммы придется на гражданские авиасуда. То есть в 2025 году гражданских лайнеров российского производства должно быть продано на сумму в 45 раз больше, чем в 2011 году. В военном самолетостроении к этому сроку Россия должна занимать 8,2%, объема мирового рынка.

В гражданском авиастроении акцент делается на продвижении моделей SSJ-100 и МС-21. Чтобы оказаться успешными на мировом рынке, SSJ-100 должны быть проданы за предстоящие 13 лет в количестве 893 единиц (сейчас есть твердые контракты на поставку более 230 машин). Проект новейшего самолета MC-21 находится в высокой степени готовности и через 5 лет эти авиасуда должны пойти в серию. Предполагается, что с 2017-го по 2036 годы должно быть продано 960 единиц МС-21, из них 620 — на мировом рынке, остальные — авиакомпаниям России и стран СНГ.

В Стратегии указывается, что неудача проекта SSJ может привести как минимум к двукратному сокращению спроса на воздушные суда последующих российских проектов. В первую очередь это относиться к самолету МС-21 и перспективному лайнеру, который вберет в себя лучшие разработки, использованные для этого самолета и SSJ-100.

Глава «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Михаил Погосян заявил, что перспективный проект новейшего самолета на 130-140 мест рассматривается как промежуточный вариант между Sukhoi SuperJet-100 вместимостью 110-115 пассажиров и МС-21 вместимостью 150-200 мест. За счет унификации с предшественниками, программа создания этого самолета может быть реализована в сжатые сроки, и он может выйти на рынок уже в 2016-2020 годах.

В Стратегии признается, что усиление конкуренции в сегменте региональных самолетов и появление новых игроков — китайской корпорации Comac и японской Mitsubishi со своими продуктами, — вынудит ОАК сконцентрировать ресурсы на крайне ограниченном числе приоритетных проектов.

Такая политика не оставит ресурсов для организации выпуска самолетов Ан-148 и Ту-204. Как напоминает эксперт авиационной отрасли Алексей Синицкий, лайнер Ту-204 вместимостью около 200 человек создавался в 80-х годах прошлого века и вышел на рынок в кризисные 90-ые годы. В результате машина оказалась невостребованной. «Некоторое время назад этот самолет еще можно было бы усовершенствовать, создав модернизированный Ту-204СМ. Но сейчас на таких планах поставлен крест и это, наверно, единственно правильное решение», — сказал «Гудку» эксперт.

При этом он не согласен, что Ан-148 может помешать успеху проекта SSJ. По его мнению, эта модель будет востребована на рынке, так как может применяться на тех маршрутах, где SSJ никогда летать не будет. «Ан-148 — это совместный проект с Украиной, которая для нас естественный партнер в авиапроме и совершено не понятно, зачем уничтожать общую перспективную программу», — сожалеет Алексей Синицкий.

С ним согласен директор компании «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев, который также считает, что в отличие от устаревшего Ту-204, Ан-148 — это современный самолет с интересной компоновкой, который идеально подходит к российским условиям и на этот проект с хорошей экономикой нужно оставить финансирование.

Как заявил «Гудку» эксперт, Стратегия развития авиапрома должна ориентироваться на текущий спрос на авиатехнику, тогда как в Минпромторге обосновывают необходимость сокращения финансирования Ан-148 его внутренней конкуренцией с SSJ. Но на Ан-148 спрос есть и его с удовольствием берут, а SSJ пока нет. «Если сократить финансирование Ан-148, то в будущем есть большой риск остаться без обоих самолетов», — заключил эксперт.

Некоторые эксперты считают, что реализация Стратегии приведет к увольнению тысяч работников в авиационной промышленности. Но руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что подобные выводы делать не стоит. Скорее, Стратегия фиксирует неизбежные процессы. «В отрасли давно идет объективный процесс старения кадров и выхода персонала на пенсию. А воплощение Стратегии позволит решить проблему повышения производительности труда и нехватки квалифицированных кадров. Ставка делается на приобретение станков, которые заменят сотни рабочих. По этому пути уже давно пошли все ведущие авиационные державы, кроме, пожалуй, Китая. Надо прекрасно понимать, что какие программы занятости в России не принимай — в слесари-инструментальщики никто не пойдет», — заявил «Гудку» эксперт.

Олег Пантелеев напоминает, что все участники авиарынка давно жалуются, что из-за того, что его захватили два гиганта — Boeing и Airbus — авиатехника стала очень дорогой. Поэтому усиление конкуренции и появление на мировых и региональных рынках новых моделей самолетов пойдет на благо всем, включая пассажиров.

Однако в стоимости авиаперевозок затраты на саму авиатехнику составляют менее 50%. «Авиаперевозки не самый доходный вид бизнеса, а переход авиакомпаний на новое поколение самолетов обходится им слишком дорого, чтобы они знаково снизили цены на билеты в будущем», — прогнозирует Олег Пантелеев.

Но все эксперты сходятся, что Стратегия нужна и ее проект достаточно реалистичен. «В сегменте истребителей мы занимаем второе место в мире, в вертолетостроении — третье. И в принципе, ничего невозможного в достижении тех целей, которые ставит Стратегия, нет» — заключил Олег Пантелеев.

Источник: «Гудок», Алексей Щеглов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *