Мифы и легенды супермаркетов

Заходя в супермаркет, мы словно попадаем в сказку про Чиполлино, где повсюду расставлены грозные таблички в духе «Запрещается трогать цветы! Нарушитель будет оставлен без сладкого». За посетителем бдительно следят продавцы и охранники, бросающиеся наперерез при любом намеке на несанкционированное действие. Запуганным покупателям часто даже не приходит в голову задать себе вопрос: насколько законны требования, предъявляемые сотрудниками магазина?

супермаркет

«Разбили? Платите!»

Если вы случайно испортили в супермаркете какой-то товар, с вас не имеют права требовать возмещения ущерба. До тех пор пока вы не оплатили продукт на кассе, он вам не принадлежит и отвечает за него магазин. Поэтому все, что вам нужно, — это настаивать на своей невиновности, а для пущей убедительности обвинять во всем узкие проходы или неудобное расположение товара на полке. За все это несет ответственность руководство магазина, — пишут «Московские новости».

Вынудить вас возместить ущерб магазин может только в том случае, если будет доказано, что вы намеренно испортили товар, но и тогда требовать деньги могут только через суд.

«Возврат товара осуществляется только при предъявлении чека и паспорта»

На самом деле чек не является необходимым условием, чтобы вернуть непонравившийся товар в магазин. Вам действительно необходимо подтвердить факт покупки, однако для этого может подойти любой документ с указанием даты, стоимости продукта и сведений о продавце, например гарантийный талон. Если же не осталось совсем ничего, вполне подойдут свидетельские показания человека, сопровождавшего вас в магазине, или кассира.

А вот необходимость предъявлять паспорт, часто возмущающая покупателей, вполне законна. Дело здесь не в том, что магазин хочет усложнить процесс возврата, а в требованиях налоговой службы.

«У нас нет сдачи! Идите меняйте деньги!»

Наверное, наиболее часто встречающаяся проблема. Такая фраза — прямое нарушение ст. 426 ГК. Коммерческая организация не может отказать в предоставлении услуг, если у нее есть возможность по их оказанию. Отсутствие сдачи на эту возможность никак не влияет. Таким образом, размен денег — проблема, которой должен заниматься магазин, но никак не вы.

«Сдайте вещи в камеру хранения»

Не пускать посетителя с пакетами в магазин охрана, конечно, не имеет права. Это ваши личные вещи, и никто не может принудить вас оставить их в местах хранения или каким-то образом запаковать. Однако если вы решаете взять сумки с собой, а в них уже есть товары, купленные в другом магазине, вы обязаны уведомить охранника.

«Администрация не несет ответственности за оставленные вещи»

Бросается в глаза логическое несоответствие с предыдущим требованием. То есть вы, пожалуйста, вещи оставьте, а уж что с ними будет, не наша забота. На самом деле покупатель, пользующийся камерой хранения, автоматически заключает с магазином безвозмездный договор о хранении. И за любые происшествия с вещами в ваше отсутствие ответственность несет как раз та самая легендарная администрация магазина.

«Мы просто пока не успели поменять ценники»

Если цена продукта, указанная на ценнике, отличается от той, что вы увидели на кассе, магазин должен возместить вам разницу. По закону ценник — задокументированное предложение, то есть вам обязаны предоставить услугу именно за указанную на нем сумму, а не согласно данным компьютера. При этом вопрос о том, случайно или намеренно продукту приписали неверную стоимость, вас вообще не должен касаться.

«Покажите, что в сумке», «пройдемте с нами»

Коммуникация с охранниками вообще представляет собой отдельный комплекс проблем. По сути, об охранниках нужно знать только одно: они такие же частные лица, как и вы. Поэтому они не обладают полномочиями досматривать ваши вещи, могут только вызвать полицию. При этом задерживать покупателя охранник может только в том случае, если стал свидетелем воровства — вживую или через камеру наблюдения. В противном случае вас не только не могут уводить в какое-то загадочное помещение, но даже задерживать не имеют права. Все, что разрешено, — идти следом, сообщая полиции ваши координаты.

Куда жаловаться:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, Владивосток, ул. Сельская, 3, тел. (423) 244-27-40, e-mail: pkrpn@pkrpn.ru

Приморская общественная организация защиты прав человека и потребителя, Светланская, 31б, 401 офис, тел. (423) 257-12-15, e-mail: poo_z@mail.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *