Регионы принудят к самостоятельности
|Правительство пытается сформировать единые подходы к региональной политике и к обеспечению стабильности бюджетов субъектов Федерации. Новые документы предусматривают принятие единых стандартов региональной политики, а также обеспечение местных бюджетов постоянными источниками доходов в качестве обязательных условий устойчивого социально-экономического развития территорий.
На достижение поставленных целей главе правительства денег принципиально не жалко. До 2020 года около 5,5 трлн. руб. будет направлено на реализацию госпрограммы по качественному управлению региональными бюджетами, — пишет «Независимая газета».
Неутешительный вывод премьера о крепостной зависимости регионов от Центра подтвердил глава Счетной палаты Сергей Степашин. Раньше половину потребности покрывал федеральный бюджет через Фонд содействия реформирования ЖКХ. Теперь же порядок изменен, и основная нагрузка — до 70% — легла на бюджеты регионов. «По нашему анализу, до 50% субъектов с этой задачей не справится», — считает Степашин.
Не лучше картина и с поисками денег на повышение зарплат педагогам. Центр делегировал этот мандат субъектам Федерации, но многие из них оказались не в состоянии справиться с поставленной задачей. При таком раскладе принятие госпрограмм, предусматривающих шаги по перераспределению в пользу регионов властных и финансовых полномочий, казалось бы, приобретает почти сакральный смысл. Но проблема в том, что на федеральном олимпе до сих пор нет ясности, а нужно ли это делать в принципе. Новую смуту внес в конце прошлой недели вице-премьер Аркадий Дворкович, назвавший с трибуны Красноярского экономического форума «бессмысленной» передачу территориям дополнительных полномочий, поскольку в региональных бюджетах нет денег, чтобы выполнять уже имеющиеся обязательства. «Нужно дать ресурсы, иначе ничего не получится», — резюмировал вице-премьер.
При этом надо помнить, что процесс передачи от какой-то части полномочий регионам должен был начаться 1 июня прошлого года, когда вступил в силу закон, воскресивший в России прямые выборы губернаторов. 14 октября — в единый день голосования — первые такие выборы прошли в пяти областях. Однако в декабре маятник с децентрализации власти качнулся в обратную сторону: 13 декабря на встрече с Советом законодателей Путин предложил пойти навстречу регионам и дать им возможность самим решать — выбирать или назначать губернаторов и глав республик. Это была реакция на выступление представителя Осетии, уверявшего, что прямые выборы способны накалить обстановку в республиках Северного Кавказа.
Впрочем, для региональных лидеров сегодня нет принципиальной разницы — были они избраны или назначены. В любом случае они практически полностью подчинены и подотчетны Центру, от которого зависят ритмичность и полнота выделения дотаций, субсидий и кредитов. Поэтому, как считают эксперты, и сами региональные власти не заинтересованы добиваться большей самостоятельности. В свою очередь, федеральные власти, декларируя намерения децентрализовать структуру управления, не спешат перевести эти планы в практическую плоскость. Разговоры о передаче полномочий регионам превратились в морковку, которую показывают рабочей лошадке (губернатору), но не дают съесть.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин выявил здесь некую закономерность: о передаче полномочий регионам говорится, как правило, в будущем времени — расчет делается лет на 10-15 вперед. Но потом все снова откладывается на новые десятилетия. «Центр понимает, что очень много функций взял на себя и надо что-то отдать регионам. При этом Центр сконцентрировал огромные финансовые ресурсы, которыми делиться не собирается, оправдываясь то кризисом, то угрозой снижения нефтяных цен, то необходимостью строительства подушки безопасности», — отметил политолог. Макаркин предположил, что масштабное перераспределение полномочий в пользу регионов могло бы иметь место в случае глобальных катаклизмов в стране, как это было в начале 90-х годов прошлого века. Но сегодня такой сценарий кажется чем-то из области ненаучной фантастики.
Низкий уровень бюджетной обеспеченности регионов характерен для России, подтверждает коммерческий директор электронной торговой площадки АКД Кирилл Поляков. По его мнению, проблема напрямую связана с противоречиями налоговой и межбюджетной политики. «На федеральном уровне сконцентрированы значительные финансовые ресурсы в рамках Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в то время как подавляющее большинство регионов остаются дотационными. При этом накопленные финансовые активы вкладываются не в развитие регионов, а в иностранные финансовые инструменты. Конечно, в стране могут быть регионы, нуждающиеся в помощи Центра, но их не должно быть подавляющее большинство», — уверен Поляков. Одна из основных причин дефицита местных бюджетов — налог на добавленную стоимость (НДС) и порядок его уплаты. Было бы целесообразно для каждого федерального округа установить свой норматив отчислений НДС в региональные бюджеты либо установить дифференцированную ставку НДС для регионов.
Надежным источником дополнительных поступлений в региональные бюджеты может стать и реализация проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), которое к тому же выступает катализатором развития прилегающих к инфраструктурному объекту территорий и подталкивает вперед смежные отрасли, что позитивно сказывается на общем темпе социально-экономического развития территорий. За счет этого регионы получат серьезный приток прямых и косвенных поступлений в свои бюджеты в виде региональных и местных налогов от деятельности частного инвестора по реализации проекта и других вовлеченных сторон, убежден председатель совета директоров компании «Транспроект» Виталий Максимов.
Это лишь некоторые из путей обретения регионами финансовой самостоятельности, причем без ущерба для федерального бюджета. Следовательно, механизмы децентрализации власти в стране могут быть запущены и снизу, хотя все понимают, что без одобрения сверху в любом случае не обойтись.