Россия вновь наступает на «нефтяные грабли»

У России, окончательно смирившейся с ролью сырьевого придатка Запада, похоже, все меньше шансов сохранить технологическое преимущество и перед Востоком. Торговля энергоресурсами стремительно расширяется, что может закрепить за нашей страной эту незавидную роль и в Азии.

нефтяные грабли»

На днях в Москве побывала представительная китайская делегация, возглавляемая премьером Госсовета Китая Вэнь Цзябао, который вскоре должен уступить свое место представителю нового поколения китайских руководителей. И ему есть, что оставить своим последователям, по крайней мере, в сфере торговли с Россией. Две страны идут на рекорд по уровню товарооборота — по итогам 2012 года он может составить $90 млрд.

В условиях кризиса у главного торгового партнера России — Евросоюза — такими успехами можно было бы гордиться, если бы не одно обстоятельство. Львиную долю российских поставок в Китай занимает сырье, а в высокотехнологичных товарах из России Поднебесная, похоже, нуждается все меньше и меньше. Например, на состоявшемся сегодня очередном российско-китайском экономическом форуме представители КНР активно продвигали свои новые вертолеты, тогда как раньше именно Россия была одним из столпов международного вертолетостроения.

В структуре товарооборота двух стран по-прежнему доминируют энергоносители — нефть, уголь, электроэнергия и нефтепродукты. На их долю приходится более 66% российского экспорта. На РФ приходится более 9% всех поставок нефти в КНР. Одной из причин увеличения спроса на российскую нефть стало сокращение закупок Китаем нефти у Ирана. «Наша страна является третьим по величине поставщиком «черного золота» в КНР, уступая лишь Саудовской Аравии и Анголе», — цитирует ИТАР-ТАСС торгового представителя РФ в Китае Сергея Цыплакова.

Поставки электроэнергии из России выросли почти на 90%, а вместо необработанного круглого леса мы стали экспортировать больше «первично обработанной» древесины. Страна, первой в мире запустившая человека в космос, научилась распиливать бревна продольно, и официальные чиновники, похоже, гордятся, докладывая об этом в своих интервью. Продукция же машиностроения по-прежнему занимает ничтожно малую долю в российском экспорте — согласно китайской статистике, на нее приходится лишь 0,7% от всех поставок из РФ.

Несмотря на то, что Китай ищет по всему миру привлекательные инвестиционные проекты, в отношениях с Россией отмечается определенный застой. Оба государства создали совместный фонд, куда внесли $2 млрд и намерены привлечь еще столько же у негосударственных инвесторов. Однако пока известно лишь об одном проекте, куда пошли эти средства — по поддержке переработки древесины на Дальнем Востоке.

Россия и Китай планируют довести двусторонний товарооборот к 2020 году до $200 млрд. «Цель амбициозная, но достижимая», — отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Собственно, учитывая планы России по расширению энергетического сотрудничества со странами Азии, она таковой и выглядит. В сентябре 2010 года Россия и Китай подписали юридически обязывающий документ по основным условиям поставок газа. Этот договор предусматривает западный и восточный варианты: первый предполагает использование ресурсной базы Западной Сибири (благо спрос в Европе сокращается), второй — Восточной Сибири, Дальнего Востока и Сахалина. По обеим трубам предполагается перегонять в Поднебесную 68 млрд кубометров газа в год. Для сравнения: это чуть больше, чем по всем четырем веткам планируемого «Южного потока» в Европу.

Помнится, еще лет двадцать назад Россия входила в тройку крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Сейчас же она вынуждена цепляться за новичков и надеяться на создание совместного самолета с Китаем, о котором на форуме АТЭС «мечтал» вице-премьер Дмитрий Рогозин. Правда, пока хорошо получается лишь торговать ресурсами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *