«03» — экстренная или неотложная?

В России изменился порядок оказания услуг скорой помощи. В силу вступил приказ Министерства здравоохранения РФ № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

03

Что же изменилось? Вокруг новшества сразу же возникло множество слухов. Говорят, что теперь «скорая» по вызову может и не приехать, что фельдшер будет определять состояние больного по телефону, что врачи «скорой» теперь будут постоянно отказывать в госпитализации, и т.д.

— Никаких принципиальных изменений в системе оказания услуг скорой медицинской помощи не произошло, — говорит главный врач КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Хабаровска Виталий Пустовой. — Новый приказ всего лишь дает возможность медикам определять приоритетность вызова, которые теперь делятся на экстренные и неотложные.

Экстренные — это вызовы, когда состояние организма представляет угрозу жизни. Сюда относятся тяжелые травмы, ожоги, кровотечения, нарушения дыхания и кровообращения, роды и угроза прерывания беременности, а также психические нарушения, при которых человек опасен для себя и окружающих. По такому вызову «скорая» выезжает незамедлительно, сообщает «Тихоокеанская звезда».

Поводами для неотложных вызовов становятся внезапные острые заболевания без явных признаков угрозы жизни и внезапное обострение хронических заболеваний.

«Скорая» вас внимательно слушает»

С другой стороны, и бабушка с давлением, и младенец с температурой тоже должны получить медицинскую помощь вовремя.

— У нас есть правило: ко всем детям с температурой, которым не исполнилось года, «скорая» выезжает незамедлительно, — говорит заместитель главного врача по медицинской части «Станции скорой медицинской помощи» Хабаровска Нина Грибова.

Решение о том, какой именно вызов поступил на телефон — экстренный или неотложный, принимает фельдшер или медсестра по приему вызовов. Как правило, это опытные сотрудники, много лет проработавшие на линии. Рядом дежурит старший врач, каждый вызов регистрируется в общей базе данных.

Специалисты в диспетчерской выявляют наличие у пациента состояний, угрожающих жизни, и при необходимости всегда могут посоветоваться с врачом-консультантом. Вместе с тем не стоит забывать, что диспетчер тоже человек, а не всемогущий компьютер, поэтому нужно соблюдать определенные правила общения с ним.

Любой оператор на линии обязательно спросит пол больного, его возраст, адрес, телефон и фамилию, а также попросит вкратце разъяснить обстоятельства того, что случилось (где болит, характер травм, если они есть, в сознании ли больной).

— Десять процентов вызовов оказываются ложными или безрезультатными, — говорит Нина Грибова. — К примеру, приглашают люди «скорую» к пожилой маме. Медики приезжают, а дверь закрыта: мама гостит у знакомых, ее дети, позвонившие в «скорую», этого даже не знают. Или другой случай: жалуются на высокую температуру. Приезжает «скорая» и обнаруживает у человека… ножевое ранение. Почему не сказали об этом диспетчеру по телефону? «Боялись испугать соседей», — отвечает пострадавший.

Поэтому надо стараться отвечать на все вопросы диспетчера четко, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, а также не предпринимать самостоятельных действий, если вы уже позвонили в «скорую».

Врачу — лечить, водителю — рулить

Еще одно нововведение, которое взволновало в первую очередь медицинское сообщество: появится новая должность — фельдшер-водитель. Он должен иметь среднее профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «скорая помощь» и право на управление автомобилем категории «B», со стажем работы водителем автомобиля не менее трех лет.

— Получается, что фельдшер сначала заехал на заправку, затем поменял проколотое колесо, поковырялся в двигателе, а потом пошел больному инъекции делать, так что ли? — возмущаются блогеры в Интернете.

Но нам пока волноваться рано: это новшество Хабаровска не коснется. Во-первых, у нас нет такого количества опытных водителей среди работников «скорой помощи», во-вторых, действительно лучше каждому заниматься своим делом: врачу — лечить, водителю — рулить.

Также по новому приказу в комплект медицинского оснащения кареты скорой помощи добавились новые лекарства и медицинские приспособления. К примеру, спинальный щит с фиксатором головы для транспортировки пациентов с переломами ребер и позвоночника.

— Одно неудобство: по новым требованиям на вызовы нужно возить с собой не отдельные ампулы, а целые упаковки, — комментирует Нина Даниловна. — Учитывая, что новая укладка врача и так весит 17 килограммов, это создает определенные неудобства. Кто ее будет носить?! К тому же, насколько труднее врачу в экстренных условиях доставать новую упаковку, открывать ее, вытаскивать ампулы!.. На что будет тратиться дополнительное время для оказания помощи?

Никому не отказываем

Больше всего хабаровчан волнует вопрос: «Может ли «скорая» отказать в госпитализации?» Может, если больной в ней не нуждается. По российскому законодательству скорая медицинская помощь оказывается безотлагательно и бесплатно любому человеку, вне зависимости от наличия полиса или гражданства. Все нуждающиеся в госпитализации пациенты отвозятся бригадами «скорой помощи» в стационары города по профилю отделений.

— Никому не отказываем, — подтверждает Нина Грибова. — Бывает и так, что «скорая» не только увозит в стационар, но иногда доставляет больного домой, если он лежачий и везти его в обычном автомобиле нельзя. Только просим родственников оказывать посильную помощь в переноске больных.

Если состояние больного позволяет ему проходить обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях, тогда он может быть оставлен дома под динамическое наблюдение уже участкового врача.

Между тем, до 30% вызовов не требуют срочной медицинской помощи. С высокой температурой, повышенным давлением и прочими нетяжелыми недомоганиями справится приглашенный на дом участковый врач.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *