Индустрия рекордов

Что общего у большого спорта и тяжёлой промышленности? И там и там — ставят мировые рекорды. Правда, спортивные достижения привлекают всеобщее внимание, тогда как успехи предприятий освещают далеко не так широко. Напрасно: в ушедшем 2013 г. российская промышленность отметилась рядом достижений.

Приятно, когда узнаёшь: в Тюмени только что установили мировой рекорд в зимнем плавании, в Курске — по жиму гири. Об этом упомянули во всех новостях. Успехи замечательные, но в глобальном плане — ничего не меняют.

В отличие от некоторых других событий. В 2013 г. мировой автопром нарастил производство на 3% и вышел на новую орбиту. 16 крупнейших автоконцернов продали 71 млн. машин. В 2014 г. преодолеют планку в 73 миллиона. Из этого несметного числа машин 18 млн. легковушек разойдётся в Китае, 15,6 млн. — в США, 5 млн. — в Индии. Для сравнения: российскому авторынку прогнозируют рост до 2,9 млн. новых легковушек. Это выше уровня Японии (продажи в 2013 г. — 2,87 млн. штук) и почти на уровне европейского лидера — Германии (2,95 млн. штук). Россия третий год подряд соревнуется с немцами за звание крупнейшего авторынка Европы, сообщают «Аргументы недели».

Что с того? «Автопром — особая отрасль, номер один в промпроизводстве. Он генерирует огромную добавленную стоимость, создаёт 10% мирового ВВП. В 2013 г. — примерно 7,3 триллиона долларов. В промышленно развитых странах каждый седьмой работник занят именно в автопроме», — объясняет вице-президент концерна «Фольксваген» Мартин Ян.

Когда эта индустрия на подъёме, она тащит вверх остальные отрасли. Правда, в РФ картина другая. У нас на долю автомобильной промышленности приходится менее 1% ВВП. Для сравнения: нефтегазовый сектор за тот же срок разросся с 14 до 25%. Углеводороды дают 45% поступлений от экспорта. В то время как машиностроение — 5%, продовольствие — 4%. Правительство давно лелеет план нарастить долю автомобильной промышленности в ВВП до 2,4%. Срок — до 2020 года. Но как этого добиться — мнения расходятся.

Настораживает и такой факт: в России число занятых в автопроме такое же, как в Индии и Бразилии. Но в этих странах, при том же количестве рабочих рук, выпускают намного больше машин! Вот красноречивые цифры: число выпускаемых за год автомобилей на одного работника в Бразилии — 9,6, в Германии — 8, в США — 7,9, в Индии — 5, в КНР — 4,5. Наш показатель — 3,6. Другими словами, производительность труда в российском автопроме в 1,5-2,5 раза ниже.

Тут повод не хвататься за голову, но задуматься — какие огромные перспективы роста у российской промышленности. Тем более в смежных отраслях она продолжает радовать рекордами, о которых мало кто слышал.

Без лишнего шума коломенский Институт подвижного состава (ВНИКТИ) выкатил на рельсы революционный локомотив ГТ1-001 на газотурбинном двигателе. Уникальная силовая установка машины разработана на Лысьвенском электротехническом заводе, опытный образец локомотива собран на Воронежском ремонтном заводе.

В мире нет подобных тягачей — обычно составы идут либо на электрической тяге, либо на солярке. В результате железные дороги сжигают море топлива. Только РЖД потребляет 10% всего производимого в РФ дизеля. Многие страны, включая США и Францию, пытались создать газотурбовозы, но успеха достигли только в России.

Локомотиву на газовой турбине дорогая и грязная солярка ни к чему. «У газотурбовоза выбросы в атмосферу в 10 раз ниже, чем требования самых жёстких европейских норм. Но главное — в северных районах РФ, на Дальнем Востоке и некоторых участках БАМа, где газа много, а электрифицированных железных дорог нет, применение газотурбовозов снижает затраты в 1,8 раза», — объясняет главный конструктор знаменитого СНТК им. Н.Д. Кузнецова Д. Федорченко.

К тому же газотурбовоз намного мощнее традиционных тягачей. На первом испытании коломенский локомотив в одиночку тянул состав массой 3 тыс. тонн. Вскоре достижение улучшили до 10 тысяч, затем до 15. Это сцепка из 159 вагонов! Причём даже в этом случае машина работала только на половину мощности. С этим не сравнится ни один дизельный тягач.

Машиностроители порадовали и другими мировыми достижениями. В конце прошлого года на «Уралвагонзаводе» устроили особое торжество. Предприятие за год выпустило 120 тыс. вагонных осей. Вдобавок в 2013 г. на «Уралвагонзаводе» выпустили 4 тыс. особых, усиленных, осей. Это беспрецедентная цифра для всего мирового вагоностроения. Ближайшие конкуренты тянут от силы 48 тыс. в год. Российский рекорд поставлен благодаря уникальной автоматической линии черновой обработки. Протяжённость её конвейера — 800 метров.

Если обратиться к другим отраслям — интересный высокотехнологический рекорд поставили сырьевики. Сейчас восемь из десяти самых длинных в мире скважин пробурены на российском проекте «Сахалин-1». Там работает уникальная наземная буровая установка «Ястреб» с фантастическими возможностями. В апреле 2013 г. пробурённая «Ястребом» сахалинская скважина Z-43 с протяжённостью ствола 12,45 тыс. м побила прежний мировой рекорд, установленный скважиной Z-44 того же проекта «Сахалин-1». В июне рекорд был превзойдён скважиной Z 42 — протяжённость ствола достигла 12,7 тыс. метров. Поражает, что на строительство этой скважины потребовалось всего 73 дня. При этом достигнута потрясающая проводка — почти 13-километровый ствол скважины отклонился от расчётной отметки на каких-то 4 метра.

Есть и другие вполне высокотехнические рекорды, установленные сырьевыми корпорациями. «Роснефть» попала в Книгу рекордов Гиннеса. Достижение звучит как: «Перевозка самого крупногабаритного объекта на самое большое расстояние». Госкомпания транспортировала реакторы гидрокрекинга на производственную площадку Ачинского НПЗ. Оборудование, включая четыре реактора, весило более 2,5 тыс. тонн. Для сравнения: масса Эйфелевой башни — 10 тыс. тонн. Техника проделала путь в 12 тыс. километров. Машины перевезли по воде Северным морским путём в порт Дудинка. Дальше — вверх по Енисею до села Кубеково, затем — в Ачинск. Самый большой реактор гидрокрекинга весом 1,3 тыс. т транспортировали на уникальной 36-метровой колёсной грузовой платформе. Громадная машина с шестью десятками колёс полностью перегораживала трассу, поэтому перевозка шла только по ночам со скоростью 1,5 км в час.

«Роснефть» не единственная российская компания, которая перевозит оборудование колоссальных размеров на дальние расстояния. Например, «Сибур холдинг» для строительства установки дегидрирования пропана на промышленной площадке в Тобольске привёз колонну дегидрирования длиной 96 м, диаметром 11 м и массой 1095 тонн. Колонна была доставлена из Южной Кореи через Панамский канал в Архангельск. Там погружена на специально изготовленную баржу, которая по Северному морскому пути, затем по Оби и Иртышу привезла технику в Тобольск. Компания «Полюс Голд» перевозила из Голландии в Магадан гигантские мельницы для фабрики на Наталкинском месторождении золота.

Надо сказать, некоторые достижения и рекорды прошлого года могли быть скромнее. Пример: самый дорогой в мире мост через реку Лену. Грандиозная конструкция длиной 3,1 км и шириной проезжей части 7,5 м (две полосы) будет стоить бюджету 54,7 млрд рублей. Для сравнения: знаменитый мост на остров Русский длиной 1,9 км, шириной 21 м (четыре полосы) стоил 34 миллиарда. Мост через бухту Золотой Рог протяжённостью 1,4 км, шириной шесть полос — обошёлся госказне в 20 млрд рублей. Конечно, мост через Лену — удовольствие недешёвое. Его построят в условиях вечной мерзлоты в районе Якутска. В частности, для безопасности пролёты придётся делать длиной 600 м вместо обычных 300 метров. Это гораздо дороже. Тем не менее, рекордно высокая цена всё равно вызывает у экспертов множество вопросов.

В общем, российская промышленность по-прежнему радует мировыми достижениями. В технических отраслях — множество интересных событий, включая мировые сенсации. Жаль только, гражданам страны об этом практически не рассказывают.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *