Клубок проблем

Не только повышение страховых взносов спровоцировало массовый отход индивидуальных предпринимателей от дел. «Моровое поветрие» среди ИП — результат множества факторов, полагает «Конкурент».

Клубок проблем

С начала текущего года в России закрылось порядка 500 тыс. «ипэшек». Только в Приморском крае «приказали долго жить» более 7 тыс. предприятий малого бизнеса. В комментариях властей различных уровней единственной причиной «исхода» индивидуальных предпринимателей из бизнеса называется повышение страховых взносов для ИП с 1 января 2013 г. Такая позиция удобна тем, что предполагает довольно легкое лечение проблемы — снижение взносов. Депутаты Госдумы действительно спохватились и готовят новый законопроект, который если и не вернет размер взносов к прежней отметке, то сильно приблизит. Для самозанятых с годовым доходом меньше 300 тыс. руб. их планируется сократить до 19 425 руб. Иначе, как опасаются депутаты, уже к сентябрю — октябрю число закрывшихся ИП в стране может достичь 800 тыс.

Добитые реформами

Не надо лукавить: немало ИП действительно выполняло и выполняет сугубо «техническую» роль или регистрировалось «про запас». Сейчас, с повышением взносов во внебюджетные фонды, такая регистрация уже начинает тянуть карман, поэтому от нее избавляются. И численность ИП «сдувается».

Отдельная категория отошедших от дел индивидуальных предпринимателей — участники программы содействия занятости населения. Это бывшие безработные, зарегистрировавшиеся в качестве ИП и получившие при содействии служб занятости финансовую помощь в размере 58,8 тыс. руб. на открытие собственного дела. Запустить бизнес или обеспечить себе самозанятость на эти деньги было нереально и при прежнем размере страховых взносов, но многие безработные соблазнялись возможностью получить такую сумму сразу — взамен ежемесячных пособий по безработице. Кроме того, при известной ловкости они могли рассчитывать и на дальнейшие субсидии и субвенции по линии поддержки малого бизнеса. Сейчас все очарование «перековки» безработного в ИП сошло на нет: все равно большая часть финансовой помощи уйдет на социальные взносы.

«Продолжающиеся в России хаотичные реформы пенсионной системы вконец добили именно малый бизнес», — считает Елена Золоторева, правовой эксперт, профессиональный медиатор. По ее мнению, разрозненные малые предприятия безнадежно проигрывают хорошо скоординированным сырьевым холдингам.

«Начиная с 2010 года условия для ведения предпринимательской деятельности в России последовательно ухудшаются, — подтверждает Игорь Савинов, председатель приморского краевого отделения «Опора России». — Массовое закрытие в крупных городах малых торговых форм, являющихся по сути стартапами, громкие заявления на тему незаконной торговли в этой сфере, якобы оправдывающие это варварство, несостоятельны. Упорядочить — это не значит уничтожить! А иначе это лоббирование интересов крупных торговых сетей или того хуже — оправдание собственной управленческой импотенции. Отдельно взятое повышение взносов вряд ли могло привести к таким последствиям, но вкупе с остальными проблемами для многих это была «последняя соломинка, которая переломила спину верблюда».

Сдернуть свой кусок

Изменить быстрыми законодательными корректировками условия, в которых приходится работать малому бизнесу в нашей стране, не удастся. Сложилась вполне самодостаточная система неприкасаемой экономики, по отношению к которой малый бизнес получился «внесистемным». Свернувшие деятельность или находящиеся на грани этого индивидуальные предприниматели это подтверждают.

«Малый бизнес более чутко, чем остальной, реагирует на изменения в налогообложении, — считает Екатерина Белькович, владелица продуктового магазина. — Позитивные перемены в малом бизнесе можно увидеть только при налоговых послаблениях, тогда происходит рост производства, доходов, НДФЛ. В иных случаях напряжение в этом сегменте бизнеса отрицательно сказывается на всех. Не удивлюсь, если через некоторое время у нас практически не останется малого бизнеса, а все предприниматели уйдут в наемные работники».

Сворачивают бизнес малые предприятия подчас со вздохом облегчения. Виктор Камаев из Артема, к примеру, больше года обивал пороги разных учреждений, чтобы открыть небольшой салон-парикмахерскую. Но поработать ему так и не удалось. «Трудно пробивал бюрократические препоны, пока открылся. Только начали работать, а тут такая налоговая кабала. Не потянул, сдался во всех смыслах. Государство искусственно душит малый и средний бизнес налогами, взносами и принудительными выплатами. На одно малое предприятие целый ворох чиновников — от контролирующих до карательных органов, которые любую лазейку ищут, лишь бы сдернуть свой кусок с предпринимателя. Бюрократия нас погубит. Мне это надоело, теперь работаю менеджером», — рассказал Камаев.

Нововведения за последние три года наложились на массу нерешенных застарелых проблем с бизнес-климатом: сложность доступа к земле для ведения бизнеса, высокая стоимость энергоносителей и нехватка мощностей для подключения, кадровый профголод, высокие тарифы на перевозки и безответственность монопольных перевозчиков, неориентированность силовых органов и судебной системы на защиту прав предпринимателей.

Александр Мягких, директор компании «Ост-Оптик К»: «Предприятие еще не работает, соответственно, не имеет дохода, а уже должно нести вполне себе серьезные затраты на организацию своей «энергетической инфраструктуры»! А кроме затрат финансовых здесь есть еще и затраты времени, которые оказываются никак не менее серьезным препятствием для начала осуществления легальной деятельности».

Фискальный результат

Приморский бизнес уже и не просит мер государственной поддержки.

Игорь Савинов: «Попытки стимулирования предпринимательской активности в отдельных областях — инновации, промышленное производство, привлечение инвестиций — особых результатов не дают. Вероятно, потому, что, во-первых, носят характер полумер и массово никого ни к чему не стимулируют. Во-вторых, накладываются на имеющуюся общую неблагоприятную предпринимательскую среду. Разовые меры поддержки, типа распределения субсидий и т.д., без создания налоговых, административных и иных условий к развитию предпринимательства вообще не имеют никакого отношения. Да и попытки консолидированного бизнеса противостоять негативному сценарию не столь успешны, как хотелось бы».

Николай Матвиенко, советник вице-президента Ассоциации строителей России по ДВФО: «Наводить порядок в госфинансах, устанавливать цивилизованный формат, при котором ставка банковского кредитования не должна превышать порога роста экономики, наша власть не хочет или не умеет. Вместо этого она предлагает субсидирование половины процентной ставки по кредиту. Казалось бы, хорошо. Для всех кредит 16%, а для тебя — лишь 8%. Вторые 8% за тебя доплатит государство. Но, напомню, в реальности за государство раскошелятся налогоплательщики. А что же думает банкир, глядя на эту картину? Банкир анализирует бизнес-заемщика, прикидывает его выручку и решает: «Конечно, 16% этот клиент не тянет. Но 10% годовых, если напряжется, то осилит вполне. Да плюс за него еще и государство принесет мне столько же. Стало быть, 10+10, объявлю я ставочку 20%. Пусть теперь поторгуется! И объявляет». А клиенту какой выбор остается? Принять и тащить кредитное ярмо.

Вообще, чем дальше друг от друга будут малый бизнес и государство, тем лучше и малому бизнесу, и, как ни странно, государству. Все что нужно от государства — гарантия справедливой конкуренции на рынках товаров и услуг. Простейший пример: посчитано, что снижение транспортных тарифов РЖД всего на 5% эквивалентно для Приморья налоговым каникулам для всех здешних субъектов малого бизнеса («нулевые ставки»). Получается, вроде бы и сумма небольшая, но за счет ускоренной оборачиваемости она дает такой же фискальный результат».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *