Угольная угроза

Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (г. Кемерово) подписала с администрацией Приморского края соглашение о строительстве в б. Суходол угольного терминала. Реализация проекта может потребовать, по предварительным оценкам, 18,7 млрд руб. при объеме перевалки 20 млн т в год.

Амурский уголь

Глава холдинга СДС Михаил Федяев пообещал, что новый порт позволит облегчить доступ к портовой инфраструктуре малым и средним угледобывающим предприятиям. Понятно, что экспортно ориентированные олигархи стремятся к наращиванию своих возможностей вывоза природных ресурсов из России. Но что в результате получит Приморский край, кроме ухудшения экологии?

Это уже вторая попытка СДС открыть собственные морские ворота в Азию через Приморье. Первая имела место быть в 2007 г. По словам Владимира Ракова, доктора биологических наук, профессора, главного научного сотрудника ТОИ ДВО РАН, СДС планировала разместить угольный терминал на участке близ м. Красный рядом с ЗАТО Большой Камень. «Тогда жители Большого Камня устраивали почти ежедневные митинги, ведь пыль при частых северных ветрах в этих местах обволокла бы весь ЗАТО», — сказал Раков.

Несмотря на то, что проект поддерживал экс-губернатор края Сергей Дарькин, власти Большого Камня в 2007 г. приняли такой генплан, который исключил возможность строительства угольного порта в городской черте. После этого холдинг пытался построить собственные угольные терминалы в порту Усть-Луга в Ленинградской области, на Баренцевом море в районе Мурманска и на берегу Малого Аджалыкского лимана в черноморском порту Южный на Украине. Однако по разным причинам ни один из этих проектов не был реализован. Теперь СДС вновь обратила свои взоры на Приморье, пишет «Конкурент».

Земельный вопрос Суходола

В декабре 2012 г. «дочка» угольного союза ОАО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» создала ООО «Морской порт «Суходол» в с. Романовка, которое будет реанимировать проект строительства угольного терминала. Изначально, по словам Ракова, компания рассматривала площадку на северной стороне б. Суходол. «Вероятно, их соблазнило то, что там, в небольшой б. Теляковского, находятся заброшенные военные объекты, — сказал он. — А также аэродром, пристань и пара пустых общежитий». Однако этот вариант не подошел, вероятно, по причине сильных ветров и волн в том районе. Кроме того, б. Теляковского славится своими подвижными песками, что грозит засыпкой любого вырытого для судов канала.

СДС начал присматриваться к м. Виноградного, расположенному еще севернее. Сообщалось, что ради освоения этого участка компания отказалась от строительства угольного порта в Мурманской области и продала 50% в проекте другому крупному игроку — «Кузбассразрезуглю». Тем временем ООО «Морской порт «Суходол» купило возле указанного мыса земельный участок. Всего же, по некоторым данным, для строительства терминала планируется задействовать 110 га земли.

А как же игорная зона?

Предполагается, что в б. Суходол может появиться порт «общего доступа», о необходимости строительства которого на Дальнем Востоке заявлял в прошлом году Владимир Путин. Проект разрабатывает компания «Морстройтехнологии». Точной информации нет, но, по сведениям «К», о внедрении в новом порту технологии закрытой перевалки угля речь пока не идет в силу ее дороговизны. И где бы СДС ни планировала строить свои терминалы, везде подразумевалась открытая перевалка. Однако на противоположной от мыса Виноградного стороне Уссурийского залива (10 км по прямой) уже реализуется важнейший правительственный проект — там создается туристско-развлекательная зона «Приморье», так называемая «игорная зона». Позволят ли кузбассцам поднимать угольную пыль напротив этого «заповедника», рассчитанного, напомним, прежде всего на иностранных игровых туристов?

«О создании рекреационной зоны тогда точно можно забыть: кто в здравом уме поедет отдыхать туда, где можно наглотаться угольной пыли!» — восклицает Раков. «Пока все остается на уровне вопросов, — прокомментировал Евгений Новосельцев, замгендиректора по НИОКР ОАО «ДНИИМФ». — Компании принадлежит земельный участок на правах собственника, а выбор способа перевалки — ее прерогатива. Но в любом случае проект будет проходить общественную экспертизу».

По оценке специалистов, открытая перевалка угля, повсеместно применяемая на Дальнем Востоке, наносит в сто раз больший ущерб экологии, нежели закрытая. При этом проблема влияния угля на окружающую среду замалчивается. Мало того, этот вопрос остается слабо изученным. Владимир Раков: «Побережье Приморского края в настоящее время рассматривают только как место для перевалки сырья, как территорию, на которой комфортность проживания, экологическая безопасность — это излишняя роскошь. Частные предприятия не будут заботиться об улучшении состояния окружающей среды! На угольном рынке много собственников, которые желают только одного: прийти и снять сливки, а после — хоть трава не расти».

К слову, об инфраструктуре

Замминистра транспорта РФ Олег Белозеров заявил, что объем вложений федерального бюджета в инфраструктуру проекта составит 3 млрд руб. Правда, не понятно, что он имел в виду. А инфраструктура действительно потребуется. Железно- и автодорожная, энергетическая и другая. Ведь в настоящее время б. Суходол являет собой «чистое поле».

«Построить железнодорожную ветку до бухты не проблема», — отметил представитель ДНИИМФ. Это-то, может, и не сложно. Зато довести мощность терминала до планируемых 20 млн т получится, лишь решив куда более глобальный вопрос. Речь идет о расшивке «узких мест» на Транссибе.

Согласно утвержденным федеральным центром Энергетической стратегии России до 2030 г. и Долгосрочной программе развития угольной промышленности до 2030 г., экспорт угля через 17 лет достигнет 170 млн т, а мощность российских терминалов увеличится с 65 млн т до 137 млн т в год. Президент РЖД Владимир Якунин подтверждает, что мощностей железной дороги в условиях растущего экспорта будет катастрофически не хватать. Их уже недостаточно. Пробки на железнодорожных путях тормозят экспорт.

В известном смысле это и неплохо. А то ведь аппетиты сырьевых олигархов безразмерные. Они рады вывезти все, что смогут.

Еще раз об экологии — вместо вывода

С точки зрения экологической перспективы Приморского края сооружение угольного терминала в северной части Уссурийского залива нанесет непоправимый ущерб. По словам Ракова, подходы в районе мыса Виноградного очень мелкие, глубина порядка 10-12 м, а суда, которые будут заходить, имеют осадку не менее 14 м. Придется рыть канал протяженностью несколько километров. Плюс разворотные места.

Глобальные работы приведут к разрушению всей экосистемы б. Суходол и прилегающих территорий. Между тем бухта является одним из немногих в крае мест скопления анадары Броутона. Рядом бухта Сельдяная — там тихоокеанская сельдь нерестится. В те места также заходит кета, непосредственно на м. Виноградного работают заготовители медуз… Остается добавить, что по программе развития приморского рыбохозяйственного комплекса в Суходоле должна развиваться аквакультура.

Итак, ради интересов сырьевых экспортеров можно застроить все южное побережье Приморья угольными, нефтяными, газовыми терминалами. И вывозить-вывозить-вывозить до полного истощения запасов. Но жить при таком подходе здесь будет только обслуживающий персонал этих ресурсоперевалочных баз. А потом что?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *