Восточный старт

Специалисты сомневаются в необходимости еще одного космодрома, но в его строительство уже вложены миллиарды рублей.

новый космодром

Утром 2 июля 2013 года в прямом эфире государственного телеканала зрители увидели крушение ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС. Ущерб от аварии составил примерно 4,4 млрд рублей. Крушение «Протона» стало девятым неудачным космическим запуском Роскосмоса за последние три года. С 2010 года российская космонавтика потеряла 12 спутников, космический грузовой корабль «Прогресс М» и автоматическую межпланетную станцию по исследованию спутника Марса «Фобос-Грунт». Ущерб исчисляется десятками миллиардов рублей, но более существенны имиджевые потери российской ракетно-космической отрасли, до последнего времени известной всему миру надежностью своей техники и технологий.

Однако это вовсе не означает, что российские власти утратили космические амбиции. На восточной окраине страны ведется самая масштабная стройка со времен, пожалуй, Байконура — возведение нового космодрома. Проект не обойден вниманием Владимира Путина: именно отсюда в 2013 году президент поздравлял с Днем космонавтики экипаж МКС. «Здесь будут запускаться модули орбитальных станций, межпланетные космические средства для изучения и освоения Луны, Марса, других планет», — президент говорил о «Восточном» как о проекте планетарного масштаба.

Forbes разбирался, как устроен один из самых амбициозных проектов современной России — строительство космодрома «Восточный».

Первая попытка

«Восточного» могло и не быть, если бы не случай. 9 июня 1994 года губернатору Амурской области Владимиру Полеванову позвонили из Администрации Президента России. Голос по спецвертушке сообщил, что Борис Ельцин отменил свой визит в Красноярск и 14 июня прилетает в гости к Полеванову. Губернатор рассудил, что, раз уж ему так повезло, говорить с президентом нужно о проекте минимум космического масштаба — создании в Амурской области космодрома. В районе города Углегорска, месте дислокации 27-й Краснознаменной Дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения, находились шесть десятков шахт для запуска баллистических ракет с ядерными боеголовками, часть из них уже была уничтожена по межправительственным соглашениям, оставшиеся можно было использовать для запуска и гражданских ракет.

Ельцин провел в Благовещенске сутки. Полеванов 12 часов ездил с президентом в его автомобиле, выпивал с ним и убеждал, что мир запомнит Ельцина — строителя космодрома, как запомнил Хрущева, при котором был запущен первый спутник и полетел в космос Гагарин.

Усилия губернатора принесли плоды. В марте 1996 года Ельцин подписал указ об образовании испытательного космодрома «Свободный» на том месте, которое посоветовал Полеванов.

В марте 1997 года ракета вывела на орбиту с космодрома «Свободный» космический аппарат «Зея», в конце 1997-го — американский спутник Early Bird. С 2000 по 2006 год были запущены два спутника для Израиля и один для Швеции. В марте 2007 года губернатор Амурской области Леонид Коротков заявил о закрытии объекта.

Свое место

На этом история космодрома под Благовещенском могла бы и завершиться. Но, как рассказывает руководитель одной из ракетно-космических компаний, бывшему главе Роскосмоса Анатолию Перминову удалось убедить Владимира Путина построить «настоящий» космодром со стартовыми площадками для пилотируемых запусков. Сыграл аргумент, что такой космодром мог бы обеспечить России независимость от Казахстана. Подавляющее большинство запусков Россия производит с расположенного в казахской степи Байконура, арендованного до 2050 года. Потом все стартовые площадки и инженерные сооружения отходят в собственность Казахстана.

Путина проект впечатлил и он подписал указ о создании космодрома «Восточный» с использованием инфраструктуры «Свободного». Заказчиком первого этапа масштабного проекта со сметой 164 млрд рублей и площадью 100 кв. км стал Роскосмос, генеральным подрядчиком — Дальспецстрой, подразделение Спецстроя России, подведомственного министерству обороны. В августе 2010 года Путин заложил первый камень космодрома недалеко от Углегорска. На гранитной глыбе было высечено: «Здесь будет сооружен космодром».

Сказано — сделано. Работы на «Восточном» начались в середине 2012 года. В 2015 году на космодроме должен быть сдан стартовый комплекс для легких и средних ракет-носителей, который обеспечит запуски космических аппаратов научного, коммерческого и двойного назначения. Потом может начаться реализация второй части проекта, ее приблизительная смета — 140 млрд рублей. В 2018 году с космодрома уже должна стартовать тяжелая ракета, способная вывести на орбиту пилотируемый корабль.

Мимо тендеров к звездам

Строителей космодрома выбирали оперативно. 1 сентября 2009 года распоряжением президента генеральным проектировщиком космодрома было назначено ОАО «Ипромашпром», генеральным подрядчиком — Спецстрой. Остальные деньги, выделенные на строительство космодрома, достанутся производителям космической техники, Дальспецстрою и его субподрядчикам. С 2009 по 2012 год выручка Дальспецстроя выросла с 13 млрд рублей до 20,8 млрд рублей. В этом году на стройках космодрома планируется освоить более 30 млрд рублей. Работы ведутся в основном силами строительных управлений Спецстроя, но есть и частные субподрядчики.

Владельцы и руководители крупных российских строительных компаний говорят, что подобраться к космическим заказам Спецстроя сложно. «Мы несколько раз пытались с ними работать, но ни разу не получилось, — говорит один из строителей. — У них там все свое». Крупнейшие субподрядчики Спецстроя на космодроме «Восточный» — группа «Илан» из Красноярска и Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК), построившая мост через бухту Золотой Рог к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Первый подряд ТМК на космодроме потянул на 1,9 млрд рублей, а потом вырос до 5 млрд рублей. По словам топ-менеджера ТМК, в тендерах на строительство объектов на «Восточном» компания не участвовала: «У нас закончились стройки к АТЭС и нам предложили поучаствовать».

Космодром без ракет

Пока на «Восточном» осваиваются бюджеты, специалисты ставят под сомнение перспективы космодрома. Многие отмечают, что без запусков тяжелых ракет стране невозможно соревноваться с Китаем и США в освоении космоса. «На Байконуре было известно, для чего строится космодром, ракета уже была создана, — говорит генерал-полковник в отставке Леонид Шумилов, бывший начальник государственной экспертизы и инспекции Минобороны СССР. — Сегодня для «Восточного» ничего нет. Перспектив тоже нет».

Космодром строится, но до сих пор Россия не разработала новую ракету-носитель для пилотируемого корабля. «Что запускать будем, созданные еще Королевым «Союзы»?» — иронизирует топ-менеджер одной из двигателестроительных компаний. Предполагалось, что для космодрома будет создана новая ракета-носитель «Русь-М», разрабатываемая с декабря 2010 года. Однако в 2011 году проект, на который было потрачено более 1 млрд рублей, был закрыт из-за нехватки средств. Аудиторы Счетной палаты, проверявшей Роскосмос, отметили, что решение о закрытии проекта было принято без проведения технико-экономического обоснования и без учета мнения Совета главных конструкторов. Кроме того, отмечалось, что по техническим характеристикам «Русь-М» опережала конкурирующий проект — ракету-носитель «Ангара».

Теперь ракетой-носителем тяжелого класса для «Восточного» считается как раз «Ангара-5», которая разрабатывается с 1995 года. Первый запуск должен был состояться в 2005 году, но с тех пор уже неоднократно переносился, последний раз старт с военного космодрома Плесецк был перенесен на 2014 год.

«Главная проблема российской космонавтики не в том, откуда запускать, а в том, что нечего запускать, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш. — «Союзам» уже скоро 60 лет, а тяжелая «Ангара» взлетит не раньше чем через 7–10 лет». По оценке почетного генерального директора и конструктора «НПО Машиностроения» Герберта Ефремова, старт «Ангары-5» с космодрома «Восточный» может состояться через 12 лет. «Байконур арендован Россией на такой срок, за который можно человека на Марс высадить, зачем все бросать на «Восточный», понять сложно», — недоумевает Караш.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *