Авиабюджет

Минтранс разработал «дорожную карту» по развитию внутрироссийского авиасообщения. Многие из заложенных в ней мер уже получили поддержку правительства. Их реализация поможет нарастить частоту перелетов между регионами страны и сделает воздушный транспорт доступнее для населения.

авиа

В 2011 году впервые в российской истории отечественными авиакомпаниями было перевезено более 64 млн пассажиров, что на четверть больше докризисного уровня 2008 года. Рост авиаперевозок продолжился и в этом году, за январь-октябрь составив почти 17%, — сообщает «Гудок».

Однако рост перевозок на международных и дальнемагистральных маршрутах не поддержан положительной динамикой на региональных и местных авиалиниях. На долю последних приходится чуть более 4,5 млн пассажиров, что составляет около 7 % от их общего числа. Поэтому поддержка «ближней» авиации стала приоритетов для министерства, которое разработало «дорожную карту» по развитию региональных авиаперевозок до 2030 года. Ее проект уже внесен в правительство.

Все мероприятия в рамках «карты» разделены на три основных направления: развитие сети региональных и местных аэропортов до 2030 года, расширение региональных и местных авиаперевозок на ближайшие 18 лет, а также обновление и пополнение парка самолетов для «ближней» авиации.

Многие из заложенных в «карте» мер уже получили поддержку правительства и только в 2013 году на эти цели будет выделено почти 8 млрд рублей. В частности, в развитие сети региональных и местных аэропортов государство вложит 2,5 млрд рублей. Еще 3 млрд рублей ежегодно в 2013-2015 годах будет выделяться на субсидирования из федерального бюджета непосредственно авиакомпаниям. Благодаря этому, россияне смогут летать по льготным билетом большее число дней в году. Уже готово постановление правительства, которое предусматривает субсидирование воздушных перевозок по льготному тарифу граждан всех возрастных категорий и вне зависимости от места жительства, в период с 15 мая по 15 октября.

В министерстве ожидают, что при указанном объеме субсидирования льготные билеты смогут купить не менее 730 тысяч пассажиров, что на 15% больше, чем сегодня, а в дальнейшем эта цифра будет расти.

Эксперты напоминают, что в развитых странах развитие региональной и ближней авиации предусматривало серьезную бюджетную поддержку на протяжении целого ряда лет. Так, было при реализации таких программ, например, в США и Канаде, где государство также субсидировало цены на билеты. Тем более уместны эти меры в России с ее расстояниями.

Но как считает директор компании «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев, пока сложно прогнозировать, насколько принятые решения и программы окажутся эффективными. По его мнению, субсидирование авиаперевозок может дать эффект только на коротком временном отрезке. А для долгосрочного развития «ближней» авиации нужно сделать акцент на мерах по поддержке авиабизнеса. «Уменьшение налогового давления на авиакомпании и снижение административных барьеров и издержек значительно больше поможет нарастить объем перевозок», — заявил «Гудку» эксперт.

Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что самое главное, чего не хватает в программе, находится за пределами компетенции Минтранса.

«Слабость внутренних перевозок определяется в первую очередь не неразвитостью инфраструктуры и маршрутной сети, а отсутствием в этих регионах населения, которое испытывает потребность в авиаперелетах. В регионах авиация в основном обслуживает интересы бизнеса и чиновника, и лишь незначительная часть услуг приходится на население. Поэтому вопросы в первую очередь должны возникать к государству, которое обязано гарантировать людям конституционное право на свободу перемещения», — заявил г-н Пантелеев.

Впрочем, в последнее время в ряде регионов все большее число активных граждан даже в случае наличия железнодорожной или автомобильной альтернативы, предпочитает в целях экономии времени самолет. Например, таких людей больше стало в Поволжье и Центральном округе. И там разработанные Минтрансом меры поддержки действительно могут дать эффект.

Пантелеев также указывает на некоторые меры, которые необходимо добавить в «дорожную карту». Например, надо сделать программы предоставления субсидий более привлекательными для регионов и уменьшить требования к местным аэропортам и авиакомпаниям. Ведь разумнее снять с них финансовую нагрузку, чем дотировать выполнение избыточных требований. Плюс, государству необходимо обратить внимание на подготовку кадров для местных аэропортов и авиакомпаний, у которых сегодня нет средств, чтобы привлекать молодых специалистов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *