Доходы с большой дороги

Водители и владельцы придорожных кафе — как кофе и молоко: можно и отдельно, но вместе — вкуснее.

доходы с придорожных кафе

Придорожные шашлычные и закусочные стали привычным явлением с начала 90-х годов. Бизнес начинали незатейливо — у дороги ставили вагончик, размещали возле него несколько пластиковых столов и стульев, мангал, иногда — холодильник с прохладительными напитками. Впоследствии на месте этих шашлычных удачливые предприниматели выстроили более солидные заведения, пишет «Конкурент».

Ольга Кипкаева, заведующая складом кафе «Русь» (станция Угольная): «Что такое придорожное кафе на наших дорогах? Это заведение, в которое человек приходит просто перекусить. Оно подразумевает низкий ценник, небольшой ассортимент блюд. Нормальное же заведение — иной формат. Людям неинтересно приезжать и просто кушать, они хотят еще и отдохнуть. Поэтому мы должны предлагать определенный набор услуг, чтобы клиентам хотелось приезжать именно к нам. Если в городе в кафе идет постоянный поток гостей, то чтобы мотивировать людей выбираться за город, нужно приложить немалые усилия».

Инвесторы этот рынок пока недооценивают, поэтому он развивается хаотично, главным образом за счет средств мелких предпринимателей. Потому и находится пока в полудиком состоянии. «За некоторым исключением, у придорожного сервиса низкий уровень, особенно в глубинке. И на это надо давно обратить внимание», — полагает Наталья Безух, председатель Союза предпринимателей Лесозаводска.

Как только придет понимание, что это полноценный источник стабильных доходов, прибыльный бизнес, сельских жителей потеснят с обочин.

По мнению экспертов, на приморском рынке придорожного сервиса постепенно формируются предпосылки для качественных перемен. С одной стороны, повышается интенсивность автомобильного движения, особенно по федеральным трассам, а значит, растет рынок потребления, увеличивается спрос на услуги кафе, гостиниц, СТО. С другой — в экономике остается все меньше неконкурентных или низкоконкурентных сегментов. Придорожный сервис как раз из числа таковых. Грамотный подход к размещению сервисных центров и подбору услуг, их качества и стоимости, оперативность выхода на этот рынок позволят инвесторам быстро вывести проект на самоокупаемость, занять ведущие позиции среди нынешних игроков. Если бы еще решить проблемы, которые совершенно не зависят от владельца заведения, такие как погодные условия, удобный (или неудобный) съезд с трассы.

Острый вопрос — набор персонала. «Зачастую, люди, которые живут за городом, практически не имеют навыков, необходимых для обслуживания клиентов. Приходится набирать персонал в городе. Но представьте, сколько сил нужно потратить, чтобы мотивировать хорошего повара ездить за город на работу? Поэтому всему персоналу надо обеспечивать достойную зарплату, чтобы люди держались за свои места», — сказала Кипкаева.

Кроме того, если потенциальный инвестор зайдет в кафе уровня «забегаловки», то вряд ли захочет вложить деньги в такую «инфраструктуру». «Ведь сюда еще входит не только благоустройство территории, но и обеспечение кафе светом и водой. В Приморском крае на электроэнергию выдаются лимиты (минимальные!), за которые мы платим баснословные деньги. После ряда пожаров в Москве бизнесменам запрещено использовать газ. Печь — очень энергоемкая техника, которая должна работать постоянно, чтобы сокращать время приготовления пищи, — рассказала Кипкаева. — Заведения, которые находятся за городом, зачастую не имеют технической возможности подключиться к коммуникациям. В основном все работают на септиках. А вывоз одной машины септика стоит 4 тыс. руб.». Больная тема для арендаторов и застройка территории. Обустройство территории кафе полностью лежит на арендаторе. «Когда шли грандиозные стройки к саммиту АТЭС, кафе отрезали от дороги. Нам постоянно перекрывали воду, что-то раскапывали, закапывали. И в итоге никто ничего восстанавливать не стал. А нам потребовалось более 1 млн руб., чтобы привести территорию кафе в порядок. Вот и получается, что содержание загородного кафе не такое прибыльное дело, как кажется на первый взгляд», — подытожила Кипкаева.

Наталья Безух: «В принципе, работая с предпринимателями, знаю, что бизнес заинтересован в строительстве подобных объектов. Но государству надо бы взять на себя часть расходов по оборудованию прилегающей площадки. Например, того же освещения. Ведь благами бесплатно потом будут пользоваться все проезжающие. Расходы на создание инфраструктуры при строительстве придорожного сервиса часто самые большие. Проект окупается не скоро, что вынуждает бизнес отказываться от строительства».

Галина Скиба, владелица придорожного кафе «Отдых» (Кировский район): «Мы с мужем пришли в бизнес после развала госпредприятия в 1999 году. Решили выкупить небольшое кафе у дороги и реконструировать его. Если изначально здесь было 20 посадочных мест, то сейчас уже 80.

Затраты были большие. Кроме расширения кафе, надо было тянуть все коммуникации, и только лишь после трех лет деятельности мы вышли на прибыль. Изначально мы взяли ориентир на русскую домашнюю кухню, без особой экзотики. Как правило, в меню включаем продукты из сельхозподворья, местные: молоко, сметану, яйца, мясо. И это привлекает посетителей. Сложные по приготовлению блюда здесь совсем не нужны, еда должна быть вкусной, хорошими порциями и недорогой. Главное правило придорожных кафе остается неизменным: посетитель должен уйти сытым и довольным. Готовить нужно не просто вкусно, но и быстро. Заманить клиента — только полдела, главное, чтобы в следующий раз он снова к вам заехал. Идеальный вариант, когда заведение еще и посоветуют знакомым. Сегодня все больше автомобилистов не желают останавливаться в забегаловках, предпочитая питаться в приличных местах».

Наталья Сириченко, директор ЗАО «Литорина»: «Придорожный общепит всегда будет пользоваться спросом — все больше людей передвигается на автомобилях, поэтому удобно заехать перекусить в дороге в уютное кафе. Главное, чтобы заведение было видно с трассы, территория была оборудована стоянкой, а внутри была бы цивилизованная уборная.

Также многое зависит от расположения точки — оживленность трассы и близость населенных пунктов. Например, если разместить кафе возле города, то люди будут приезжать туда по вечерам. Сегодня у молодежи пользуются популярностью свадьбы на открытом воздухе — устанавливаются навесы, столы, и люди отдыхают, как на природе. А поскольку в черте города немногие кафе могут похвастаться собственной территорией, придорожный качественный общепит станет хорошим вариантом. Проблема в том, что в пригороде Владивостока практически нет придорожных кафе. Когда строили федеральную трассу, власти обещали, что прилегающие территории будут задействованы под жилищное строительство и услуги. Но съездов с трассы не предусмотрели в достаточном количестве, поэтому и кафе не особо появляются».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *