Ход минтаем

Руководители Федеральной антимонопольной службы часто рассказывают о победе над китайской корпорацией Pacific Andes и торжестве российских национальных интересов в рыбной отрасли. Газета «Золотой Рог» попыталась разобраться в итогах «битвы за минтай», в которой ФАС объявила российское государство победителем. Эксперты издания пришли к совершенно противоположным выводам.

Конкурс на разработку рыбного кластера

В феврале 2012 года ФАС начала расследование в отношении нескольких десятков дальневосточных рыболовных компаний. В декабре 2012 года комиссия ФАС вынесла решение о существовании с 2006 по 2010 годы так называемого «минтаевого картеля». Решение комиссии обжаловано в Арбитражном суде Москвы.

А началось всё с того, что на рубеже 2011- 2012 годов корпорация Pacific Andes в проспекте для инвесторов публично заявила, что контролирует 300 тысяч тонн российских водных биоресурсов. Но почему это было сделано именно в начале 2012 года и именно в отчете для инвесторов?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся на полгода назад. В середине 2011 года Pacific Andes продает часть акций на фондовой бирже. Акции компании и до этого котировались на фондовом рынке, но доля торгуемых акций составляла менее 4% акционерного капитала. На этот раз речь идет о продаже 20%! Компания продает часть акций сторонним инвесторам по очень высокой цене и впускает в свой бизнес независимых акционеров, намекая им (весьма уклончиво) об определенной форме доступа к российским водным биоресурсам.

Полгода спустя — уже после продажи части акций — компания вдруг как будто вспоминает о чем-то важном и публично заявляет о вылове 317 500 тонн водных биоресурсов по российской квоте. Сразу же — как по заказу — начинается громкий международный скандал.

Опрошенные «ЗР» эксперты уверены, что заказ на скандал сделала сама Pacific Andes. В 2008 году цена акций компании — как и всех крупнейших рыбодобывающих компаний мира — снижается и начинает восстанавливаться только в 2010 году. Начиная с 2010 года, компания все больше радует аналитиков стабильной EBITDA, совокупная капитализация Pacific Andes и China Fishery Group возрастает с $1,5 млрд до $2 миллиардов, и, наконец, летом 2011 года компания заявляет о готовности поделиться с инвесторами 20% акционерного капитала.

В результате владельцы компании — семья Нге — получают $400 миллионов. Это происходит летом 2011 года, а зимой 2012 года компания неожиданно по собственной инициативе обрушивает на себя гнев российских властей. После разразившегося скандала и жестких заявлений российских властей капитализация China Fishery Group и Pacific Andes падает до $1,2 млрд. Паникующим акционерам семья Нге предлагает обратный выкуп 20% акций, но с учетом падения капитализации на 40%. В итоге владельцы восстановили полный контроль над бизнесом и заработали свыше $160 млн!

Но какое нам до всего этого дело? Допустим, китайской компании ловко удалось заработать на скандале, который — допустим — сама компания и придумала. Пусть плачут незадачливые инвесторы. Главное — восстановлен контроль над российскими водными биоресурсами! Но, может быть, существовал другой способ восстановления контроля над частью российских водных биоресурсов? Более выгодный для российского бюджета?

Руководитель ФАС Игорь Артемьев и руководитель Росрыболовства Андрей Крайний неоднократно заявляли, что они выявили иностранцев в российском рыболовстве, которые нарушали российское законодательство. Раз нарушали закон — значит нужно лишить квот компании, которые незаконно пользовались российскими природными ресурсами. Для этого существует правовая основа — пункт 4 статьи 16 и пункт 2 статьи 37 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Но после громких разоблачений и крепких слов в адрес Pacific Andes все контролируемые ею активы… выкупают по рыночной цене! Все равно, как у вора выкупают украденное им имущество по рыночной цене! Вместо того, чтобы лишить контролируемые иностранными компаниями предприятия квот на вылов биоресурсов, выставить эти квоты на аукцион для российских предприятий и получить в бюджет страны несколько миллиардов рублей — с китайцами ведут торг. Почему? Либо настоящих, достаточных для суда, «убойных», как говорится, доказательств нет, либо…

По оценкам экспертов, два крупных российских банка прокредитовали несколько сделок по выкупу рыболовных активов у Pacific Andes. Новые собственники предприятий уже взвалили на себя долг в $800 млн, а с учетом заключительных сделок общая сумма выкупа у иностранной компании российских активов составит около миллиарда долларов.

Очевидно, что закупочная политика компании теперь резко изменится. Прежде китайский гигант был отчасти заинтересован в высоких ценах на российский минтай, ведь выручка от продажи частично оседала в контролируемых им российских компаниях. Теперь, после продажи этих компаний, у китайского гиганта расчет другой: уронить цену на российский минтай. Причем российские предприятия (в том числе и новые собственники бывших китайских активов) полностью «разоружены», потому что любые согласованные действия российских рыболовных компаний на внешнем рынке будут признаны незаконными — ФАС об этом позаботилась. Первой, кто воспользуется демпингом на внешнем рынке, как раз и будет компания Pacific Andes.

Победителем в «битве за минтай» оказались те, кого ФАС и Росрыболовство усиленно побеждали. «Проигравшая» Pacific Andes заняла более сильную рыночную позицию на мировом рыбном рынке. Российские ведомства оказались, по сути, игрушкой в многоходовой изощренной комбинации стратегов из Гонконга, а российский бюджет недосчитался миллиардов рублей, которые могли быть получены в результате аукционов по продаже изъятых у компании квот. Все это и называется: «восстановление контроля над российскими водными биоресурсами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *