Малая авиация: быть или не быть?

При наличии госзаказа Арсеньевский завод «Прогресс» в 2012 году может начать производство самолетов для малой авиации.авиабилеты

Для жителей приморской глубинки малая авиация — единственный быстрый и надежный способ добраться до «большой земли». Нот сегодня она едва влачит свое существование. Действуют всего три регулярных авиамаршрута: «Владивосток — Кавалерово — Пластун», «Терней — Агзу — Терней», «Терней — Самарга — Терней», которые за год перевозят лишь несколько тысяч пассажиров.

Но, возможно, ситуация изменится к лучшему: на базе арсеньевского завода «Прогресс», планируется наладить производство самолетов вместимостью до 50 мест для внутрирегиональных авиаперевозок.

Как заявил первый вице-премьер Владимир Шувалов во время посещения завода «Прогресс» в ноябре этого года, часть средств, заложенных в федеральный бюджет на развитие малой авиации, предполагается потратить на покупку лицензий у производителей за рубежом, чтобы выпускать эти самолеты на заводе «Прогресс». «В стране никто не выпускает малую авиатехнику — самолеты на 15-20 мест, а она нам нужна, чтобы обеспечить местные авиаперевозки, — подчеркнул Владимир Шувалов.

Администрация Приморского края, со своей стороны, предложила организовать в Арсеньеве отверточную сборку пассажирского самолета DHC-6 «Twin Otter».

Воздушный «автобус» из Канады предполагает дальность полета до 1800 километров, салон рассчитан максимум на 19 мест, крейсерская скорость — 300 км/ч. Вот только во сколько обойдется производство подобного воздушного судна? Оригинальные самолеты стоят $1,5-2 миллиона. Отверточная сборка, вероятно, обойдется дешевле, но ведь не в разы же?

Есть у авиастроителей из Арсеньева и планы производства вертолетов МИ-34 — также для использования на местных авиалиниях. Как ранее заявлял генеральный директор ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» Юрий Денисенко, завод вполне способен обеспечить такое производство.

— По Ми-34 уже есть программа, сформированная «Вертолетами России». Первый шаг — возобновление производства комплектующих на смежных производствах. Как только эти предприятия наладят их выпуск, мы немедленно приступим к производству Ми-34 в полном соответствии с требованиями к вертолетам данного класса, — заверил руководитель «Прогресса».

Если все пойдет по плану, то производство таких вертолетов может начаться уже в 2012 году. И приморские власти готовы, как заявил губернатор Сергей Дарькин, приобрести несколько подобных моделей для развития малой авиации в крае.

Однако специалисты высказывают сомнения, что выделенных бюджетом сумм будет достаточно. Одной сборкой самолетов дело не ограничится, придется создавать заново и аэродромы, которых в советские времена было несколько десятков. Сейчас большинство малых аэродромов заброшено, оборудование разворовано, здания разрушены, взлетно-посадочные полосы пришли в негодность.

Ненамного лучше ситуация и в других дальневосточных регионах. На всем Дальнем Востоке осталось лишь 30 аэродромов малой авиации. Большинство из них, по словам начальника Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Анатолия Будника, даже аэродромными площадками назвать сложно. «По большому счету, обслуживать пассажиров там нельзя», — заявил он на недавнем заседании координационного совета по транспорту и транспортной инфраструктуре межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», которое состоялось в Хабаровске.

— Оставшиеся аэродромы не обеспечены самым необходимым: снегоочистительной техникой и современными системами навигации. Миллиарды рублей вкладываются в Шереметьево, Домодедово, другие крупные объекты, а на Дальний Восток ничего не выделяется», — отметил министр промышленности и транспорта Хабаровского края Владимира Быченко.

При этом вкладывать средства придется не только восстановление малой авиации, но и ее регулярную деятельность. Дело в том, что такой вид транспорта практически невозможно сделать рентабельным. Местные авиалинии были дотационными в советские времена, остаются таковыми и сегодня. Субсидирование авиаперевозок на местных воздушных линиях ДФО за счет средств федерального бюджета, по мнению Владимира Быченко, должно составлять не менее 26% себестоимости перевозок. Требуется софинансирование центра и на покупку воздушных судов региональной и малой авиации для местных авиакомпаний.

Возможен и вариант с созданием Дальневосточной региональной авиакомпании компании, которая позволила бы укрупнить авиапредприятия, обеспечить концентрацию сил и средств. Попытки создания такой компании предпринимались не раз, но до настоящего времени по разным причинам этого сделать не удалось. Один из вариантов решения проблемы — создать единую региональную авиакомпанию на Дальнем Востоке на базе одного из крупных российских авиаперевозчиков. Под гарантии такого крупного предприятия проще будет приобрести необходимый парк современных воздушных судов.

Справка «ДС»: АКК «Прогресс» является лидером вертолетостроительного производства. Продукция предприятия широко известна в России и за ее пределами. Вертолеты Ка-50 «Черная Акула» и Ка-52 «Аллигатор», противокорабельные ракетные комплексы «Москит-Е» по ряду показателей не имеют мировых аналогов. Также завод имеет богатый опыт строительства самолетов и вертолетов авиации общего назначения.

 

Максим Денисов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *