От Сталина к саммиту — мосты Владивостока

За последний месяц в Приморье рухнуло два моста. Оба мостовых перехода, по наблюдениям местных жителей, давно всем своим видом просили ремонта, но так его и не получили. Корреспонденты VL.ru решили проверить, как обстоят дела с мостами и воздушными развязками во Владивостоке.

мосты Владивостока

В столице Приморья приподнятых над поверхностью объектов предостаточно: некоторые из них были возведены ещё в первой половине 20 века, другие — наследие недавних лет и спешной подготовки к саммиту АТЭС-2012. Ежедневно по мостам и развязкам проезжают сотни автомобилей, от городских малолитражек до гружёных фур.

Первый городской

Самый старый мост во Владивостоке – Казанский. Он был построен ещё в 1928 году и тут же стал всесоюзно знаменит: стал первым цельнометаллическим сварным понтоном в СССР. Автором этого новшества стал профессор В. Вологдин. Намного позже по такой же технологии был построен цельносварной мост Патона в Киеве.

Записи в документации того периода свидетельствуют, что в 1928 году на полуострове Шкота во Владивостоке четыре сварщика собственноручно за 20 дней сварили мост с пролётом в 25 м. Большим преимуществом такой конструкции стала его экономичность. В отличие от стандартной клёпаной конструкции, на цельносварный мост ушло на 25% металла меньше. А спустя пару лет специалисты приступили к изготовлению уже бетонного моста, который и стоит до сих пор.

Единственная общедоступная дорога с Эгершельда проходит как раз по Казанскому мосту. Кроме того, по нему же ежедневно идёт сплошной поток большегрузного транспорта из порта. Под мостом пролегают железнодорожные пути. Но мост стоит, как и почти сто лет назад.

Есть у моста и часть, которую регулярно чинят – леерные заграждения на повороте в сторону маяка. Именно туда вылетают незадачливые водители, которые не справились с управлением и не сумели войти в почти 90-градусный поворот.

Проклятое место 

О надежности Рудневского моста во Владивостоке говорили «ещё до того, как это стало мейнстримом». Точную дату постройки и сдачи назвать сложно, но большинство источников указывают на 1972 год. Основной задачей Рудневского моста в годы постройки была транспортировка грунта из находящегося рядом карьера в активно строящийся в те годы микрорайон Минного городка. Рудневский мост давно уже вошёл в сборник городских легенд. Главный проектировщик, согласно одной из них, не то покончил жизнь самоубийством, не то был сурово наказан тогдашней властью.

Доподлинно известно, что уже построенный мост долгое время не эксплуатировался – строился он из «бетона, арматуры и нарушений», потому транспорт по нему и не пускали. Претензии, в основном, были к глубине, на которую уходят в землю сваи. Считается, что строители поставили опоры не в твёрдый грунт, а в подвижный — протекавшую там когда-то Первую речку. Глубина оказалась мала для моста такой высоты (35 метров). Сами сваи оказались полыми. В итоге движение по мосту запустили в 1993 году, махнув рукой на документы – Владивосток стремительно автомобилизировался, требовались новые дороги.

В 2001 году приглашённые специалисты обследовали мост, уже откровенно проседавший. Они пришли к выводу, что состояние моста критическое: протекает гидроизоляция, вода просачивается сквозь бетонное основание и потихоньку разрушает его. Блоки перекрытий смещены, геометрия моста нарушена, трещины в бетонных опорах видны даже невооруженным глазом, микротрещины в бетоне имеются в огромном количестве. Но капитальный ремонт не случился.

В 2008 году городская администрация объявила конкурс на капремонт Рудневского моста. Для этих целей было выделено около 90 млн рублей. Однако когда дошло до дела, выяснилось, что этих средств хватает только на ремонт косметический.

Надолго «поселился» в местных СМИ Рудневский мост в январе 2011 года. Тогда, по официальной версии, из-за мороза на нём разошлись плиты и образовалась сквозная дыра во всю ширину дорожного полотна. Мост быстро закрыли для движения транспорта, чиновники ходили по нему, качая головами. Выяснилось, между прочим, что конструкция «бесхозная» – Рудневский мост не находился на балансе ни у города, ни у края.

Строились планы на то, что Рудневский мост станет частью так называемого «гостевого маршрута» к саммиту АТЭС, что под такое серьёзное мероприятие найдутся необходимые для реконструкции средства… Будущее моста обсуждалось довольно долго и с надрывом. Его даже планировали снести и построить новый – четырёхполосный. Глава города Игорь Пушкарёв 19 декабря 2011 года высказался предельно ясно:

«Я принял решение – срочно делаем проектирование на демонтаж и реконструкцию Рудневского моста. Параллельно у нас идет оформление его в собственность города. На то, чтобы разобрать мост и создать новый, не опасный, а надежный и прочный, конечно, нужны колоссальные деньги. Это миллиарды рублей. В бюджете города таких сумм на мост нет, поэтому с проектом я намерен обращаться к краевым властям и федеральным. Мы с вами понимаем, что этот мост, связывающий Вторую речку с Баляева, – очень нужен Владивостоку. Только в новом виде с нынешним транспортным потоком он должен быть уже четырехполосным».

Но денег так и не нашлось, а гостевой маршрут изменили. Мост вновь остался не у дел. К июню 2012 ремонтные работы завершились: восстановили опорные части сооружения и деформационный шов между 15-й и 16-й опорой, запретили движение большегрузов и, перекрестясь, снова открыли движение. В течение нескольких последующих лет связка «Рудневский мост капитальный ремонт» неоднократно мелькала в СМИ, как и сообщения о том, что очередной большегруз снёс ограничительную рамку.

Итогом танцев вокруг Рудневского моста стала его передача в муниципальную собственность. Трещины там продолжают появляться и по сей день, но водители на них уже почти не обращают внимание. Капитальный ремонт или реконструкция мостового перехода запланированы на «когда-нибудь», когда в казне появятся для этого средства.

В два этапа

Ещё одна известная и незаменимая дорога во Владивостоке – Некрасовский путепровод. Его история тоже интересна хотя бы тем, что у этого моста две даты строительства. Первая – 1963 год. Тогда был построен путепровод, состоящий из четырёх полос, по две в обе стороны. Долгое время он вполне справлялся со своими обязанностями, однако затем растущее число машин стало требовать расширения этой артерии. И губернатор Сергей Дарькин в августе 2002 года начал строительство ещё одного путепровода, рядом. Новая эстакада, протяжённостью 880 метров, также состояла из четырёх полос и была сдана в эксплуатацию в 2005 году. По завершении строительства автомобильный поток получил по четыре полосы в каждую сторону движения. Финансирование проекта проводилось из краевого и федерального бюджетов. На возведение сооружения был выделен миллиард рублей, в том числе более 300 миллионов — из федерального бюджета. Через эту транспортную артерию ежедневно проезжает около 200 тысяч автомобилей.

В 2012 году, начались разговоры о капитальном ремонте и подготовка соответствующей документации. Ремонт начался в 2013 году, и его этапы до сих пор свежи в памяти всех горожан. Владивосток, лишённый основной артерии, задыхался в многокилометровых и многочасовых пробках абсолютно во всех районах города. Сперва планировалось, что работы завершатся быстро, но уже в ходе ремонта выяснилось, что бетонная подушка крайне изношена, а швы деформированы. Работы осенью 2013 года вызывали недовольство у горожан уже хотя бы тем, что нередко огороженные участки пустовали – рабочих не было, ремонт не делался.

Новый этап ремонтных работ начался летом 2014 года. По воспоминаниям автомобилистов, это был настоящий дорожный ад. В течение двух с лишним месяцев движение по полосам путепровода ограничивали то здесь, то там, заставляя машины петлять по дороге. Ситуацию осложняли автобусы, которые подъезжали к остановке «Некрасовская» и делали и без того узкий проезд ещё уже. Капитальный ремонт завершился к октябрю 2014 года.

Если двигаться по федеральной трассе в сторону выезда из города, то следующая воздушная развязка находится в районе стадиона «Строитель». Известна тем, что регулярно «тонет» во время сильных дождей ввиду плохо спроектированной и постоянно засоренной ливнёвки. Эта часть дороги также находится в ведении муниципалитета. Ремонт в последний раз здесь проводился в ноябре 2014 года. Тогда на этом участке собирались серьёзные пробки, которые, впрочем, сейчас ничуть не меньше. В настоящее время движению здесь ничего не мешает, а сама развязка выглядит вполне пристойно.

Ещё одна развязка с богатой историей обещаний находится в районе остановки транспорта «Фирсова». Мост обещали отремонтировать ещё в 2012 году, да так и не собрались. Движение под мостом осуществляется по двум полосам, а спускаться к ним страшновато. Под фирсовским мостом темно, здесь нет освещения. Реконструкцию участка планировали начать в 2011 году, вызвав приступы паники у автомобилистов Владивостока: ещё свежи были воспоминания о реконструкции моста через Вторую речку. Сейчас сваи моста вызывают некоторые опасения: местами бетон раскрошился, видна арматура. Снизу мостовой пролёт сырой, однако сверху проезжая часть нареканий не вызывает.

Ремонт планируется проводить в рамках программы по реконструкции автодороги Санаторная — мостовой переход через бухту Золотой Рог. Был предусмотрен ремонт всех мостов, находящихся на этой трассе. Однако ремонтные работы разбиты на несколько этапов. В первый этап отремонтировали мост через Вторую речку, а фирсовская развязка стояла во втором этапе работ. Однако в мэрии затруднились озвучить сроки начала работ, и история с ремонтом тихо угасла.

Наследие Толстошеина 

Ещё один «мост», который технически вовсе не мост – путепровод на Второй речке. Это одна из первых дорог «нового времени», построена при мэре Толстошеине в 1995 году для разгрузки напряженного транспортного узла – пересечения проспекта 100-летия Владивостока и ул. Русской. Если верить прессе тех лет, то данная развязка была задумана ещё в советские годы, но проект реализован не был. В настоящее время находится в плачевном состоянии, хотя до Рудневского моста не дотягивает. Обрушаются края дороги, текут сваи, ржавеет показавшаяся арматура. На дорожном полотне самого путепровода регулярно образуются ямы различной глубины, в которые с размаху попадают автомобилисты.

Мост планировали закрыть на реконструкцию в 2011 году: его планировалось приподнять ещё на пару метров над дорогой, чтобы пропустить больше транспорта под ним. Также в планах был ремонт стыков и дорожного полотна. Но опять федеральный бюджет «не скинулся», реконструкцию временно отложили на потом. С одной стороны, городу, конечно, необходимо расширение данного участка дороги. А с другой – все ещё слишком хорошо помнят реконструкцию мостика через Вторую речку, которая велась в несколько этапов и стоила горожанам массы времени и нервов.

Мэр-строитель

Самым продуктивным строителем всевозможных мостов и развязок во Владивостоке считается мэр Виктор Черепков. Два его главных детища, Баляевский и Гоголевский мосты, до сих пор служат горожанам верой и правдой.

Развязку на Гоголя построили в конце 90-х. Первая очередь была сдана в 1998 году. До сих пор не утихают споры, нужна ли была воздушная развязка в этом месте или можно было бы обойтись плоскостным решением. Кроме того, строительство моста на Гоголя противоречило тогдашнему генплану, но Черепкова это не смутило. К настоящему времени так называемый «Мост дружбы Тояма-Владивосток» ни разу не был закрыт на капитальный ремонт, да и косметических пережил не слишком много.

Состояние гоголевского моста на вид примерно такое же, как и состояние большинства дорог во Владивостоке: кое-где ямы, кое-где деформированы стыки, кое-где раскрошился бетон. Опасения внушает только съезд с проспекта Красного знамени к зданию «Промстройниипроекта»: здесь в последние годы стали «разъезжаться» стыки и появляться впечатляющей глубины ямы. Также отметим, что въезд на развязку со стороны проспекта Красного знамени представляет собой небольшой трамплин: дорожное полотно с годами просело, а мост на сваях – нет.

Следующее детище Черепкова получилось не таким удачным: мост на Баляева одновременно является одной из самых востребованных и самых неудобных дорожных развязок в городе. Его также построили в 1998 году. Строительство велось ударными темпами в круглосуточном режиме, и конструкция была завершена в течение нескольких месяцев. Кстати, это единственный в городе мост, у которого пешеходные переходы находятся под мостовым переходом.

С моста на Баляева неудобные съезды, которые меньше радиуса разворота некоторых автомобилей. Черепков утверждал, что причиной всему – недостаток территории. Мол, не удалось отобрать землю у существовавшего там китайского рынка. При въезде на мост со стороны Котельникова давно уже просел перед стыком асфальт, создав недурной трамплин. Его, кстати, очень любят уличные гонщики. Под мостом при съезде на улицу Адмирала Юмашева расположилась автобусная остановка. Водителям приходится быть предельно осторожными, спускаясь к повороту на Дальрыбвтуз: водители автобусов и пассажиры внезапно появляются на дороге и перебегают улицу. Мост снизу выглядит уставшим: тот же раскрошившийся бетон и торчащая арматура. В прошлом году здесь отремонтировали пешеходные переходы. Автомобилистам легче не стало.

Объекты саммита

Мостов и развязок городу прибавила «большая стройка» – подготовка к проведению саммита АТЭС. Прежде всего реконструировали поворот с федеральной трассы в сторону Шаморы. Разговоры об этом велись годами, однако только вливания из федерального бюджета позволили построить то, что в народе зовётся «шаморской развязкой». Как и шаморская трасса, эстакада по документам уже не относится к городу и обслуживается краевыми службами. Она не слишком удобна, а на съезде с моста в сторону города уже проявляются стыки. Однако основную функцию развязка выполняет – летние пробки к морю уменьшились. Осталось дождаться реконструкции непосредственно дороги к излюбленному пляжу Владивостока – и заживём.

Развязка на Санаторной вызвала немало ухмылок и язвительных замечаний. Изначально подпорная стенка этой развязки была построена из габионов – сетчатых проволочных конструкций, заполненных камнями. Рушиться она начала со стороны Ботанического сада в 2012 году. Когда сетки с камнями стали угрожающе нависать над развязкой, её быстро закрыли. Чтобы попасть к станции «Санаторная», с тех пор нужно было доезжать до поворота на Шамору. Этим, кстати, был обусловлен всплеск ДТП на том участке.

Демонтировать стенку начали в 2013, а новую построили в 2014 году. С тех пор она никому на голову не падает, проезд осуществляется в штатном режиме. Развязка до сих пор выглядит как новенькая.

О том, какую злую шутку сыграла подготовка к саммиту с жителями Чуркина, мы писали не раз. С тех пор там практически ничего не изменилось за несколькими исключениями. Во-первых, развязку на Окатовой слегка подделали. Там теперь организованы съезды, по шкале удобства находящиеся где-то на уровне баляевского моста. Чтобы развернуться и поехать в сторону города, уже не надо пересекать проезжую часть, а нужно только «запрыгнуть» с другой стороны на мост. Ямы и люки никуда не делись, тротуарное «раздолбайство» – тоже.

Мост в районе улицы Героев-Тихоокеанцев за пару лет не претерпел вообще никаких изменений. Здесь по-прежнему по дороге бегают отчаянные пешеходы, нет надземных переходов, а автомобилисты по-прежнему подскакивают на стыках. На самом мостике то и дело образуются довольно подлые ямы. Снизу конструкция выглядит добротной и вряд ли попросит в ближайшее время капитального ремонта.

На сладкое мы оставили главные мосты Владивостока: Золотой и Русский. О последнем говорить нечего. Самое громкое, что с ним случалось, — провисшие ванты. Да и те быстро поправили. Мост от материка до острова, находящийся в федеральном ведении, смело можно назвать примерным, образцовым и почти идеальным. Это едва ли не единственная дорога в пределах Владивостока, которую очень быстро и качественно очищают от последствий снегопадов. Фонари здесь всегда горят, на дороге не тает асфальт, а за состоянием этого моста следят почти 500 человек. Даже движение по нему ограничивали всего однажды — из-за ураганного ветра.

А вот Золотой мост буквально за несколько лет превратился из предмета гордости в предмет насмешек. Дорожное полотно напоминает стиральную доску, а асфальт смывается каждым первым дождем. В дороге регулярно появляются новые дырки, вызывающие уже почти истерический хохот у жителей Владивостока. Ещё во время возникновения первых выбоин специалисты отмечали, что ремонт на Золотом должен проводиться под надзором экспертов, а любимые чиновниками «латки» ни к чему хорошему не приведут.

Возить туристов по Золотому стало стыдно, как говорят жители Владивостока. Люди специально приезжают из других городов, чтобы посмотреть на это диво дивное, а ехать приходится, как по гребенке.

Пару раз горожане замечали в нижней части моста что-то похожее на трещины, которые, впрочем, быстро заделывали. Ещё можно вспомнить про несостоявшееся пешеходное движение, отключенную за долги половину освещения и пропавший зелёный лазер на верхушках пилонов.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что ремонт мостов и воздушных развязок во Владивостоке – дело хлопотное и затратное. Откровенно аварийных конструкций, кроме Рудневского, на обывательский взгляд нет. Но также стоит отметить и то, что большинство мостов города уже давно просят капитального ремонта, но не могут его получить из-за отсутствия финансирования.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *