«Передел» по баллам

Администрация края разработала критерии оценки инвестиционных проектов в области освоения лесов. Теперь проектам каждого предприятия будут начислять баллы: кто наберет больше очков, того назовут приоритетным.

инвестиционные проекты в области освоения лесов

По задумке чиновников, новая система должна сработать на благо отрасли, в частности, углубить переработку древесины и позволить уйти от импортной зависимости. Представители лесного бизнеса слабо верят в успех, а заявленные программные цели мягко называют нереальными.

Согласно документу, «пятерку» (наивысший балл) получат те, кто планирует организовать выпуск импортозамещающей древесной продукции (химико-термомеханической массы, бумаги, древесно-волокнистых плит, древесно-стружечных плит, фанер). За увеличение же объемов производства шпона, пиломатериалов и биотоплива, по мнению чиновников, стоит давать только «тройку».

Среди критериев также обозначены источники финансирования проектов. «Четверку» поставят тем, чья доля собственных средств в реализации производства превысит 20%. Если доля составит в районе 10-20% от общей стоимости, то будет «тройка», 5-10% — «кол». Рассчитывать на «пятерку» можно будет в случае, если срок окупаемости проекта «менее трех лет», иначе конкурсная комиссия поставит «тройку» или «жирный ноль».

По мнению авторов документа, расставив приоритеты, лесная отрасль заработает намного эффективнее. А главное, повысит свою рентабельность. Так, стоимость древесины на корню на Дальнем Востоке составляет меньше $1. Для сравнения: сегодня Малайзия получает доход с одного кубометра древесины в $627, Финляндия и Канада по $520-535, а Россия всего $90-100. Чиновники связывают такой разрыв с нерациональным использованием лесных ресурсов. С этим, естественно, бизнес не согласен.

В 2009 г. Постановлением № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» государство открыло инвесторам дорогу в лес. В перечень приоритетных проектов, утвержденных Правительством РФ, вошли ОАО «Приморсклеспром», ОАО «Тернейлес», ЗАО «Лесэкспорт». Эти предприятия получили возможность на льготных условиях использовать земельные участки для строительства. Взамен государство обещало ввести заградительные пошлины на вывоз круглого леса. «Проблема в том, что правительство сначала говорит «гоп», а потом — «назад», — сетует Владимир Шагойко, генеральный директор ОАО «Приморский ГОК».

Пошлины были заморожены, а развитие перерабатывающих производств в Приморье не окупило вложений. Наталья Вихрова, заместитель генерального директора по корпоративному управлению ОАО «Тернейлес»: «В больших объемах древесина внутри страны в пределах транспортной доступности не востребована. Нужно было в срочном порядке углублять производство. Мы привлекли деньги из международного японского банка и в течение полутора лет построили два крупных завода. Мы уменьшили экспорт в круглом виде и увеличили в переработанном — пиломатериала и шпона.

При запуске завода энергетических мощностей было недостаточно. За свои деньги мы поменяли трансформаторы, установили турбину… Заводы были запущены в срок, но с ростом внутренних издержек мы оказались в сложном финансовом положении. Взяв кредиты, мы рассчитывали на окупаемость в 5-6 лет, но ожидаемого результата так и не получили. Правительство отодвинуло повышение пошлины на экспорт леса на год, потом на второй год, а сейчас ее вообще отменили. Как прежде, основная доля лесоматериалов приморского рынка идет на вывоз. Рынок оказался не тот, на который мы рассчитывали: слишком большая конкуренция по производству сырого пиломатериала.

На данный момент мы реализуем еще один проект: «Установка турбогенератора на 6 Мвт», чтобы перерабатывать отходы от заводов и вырабатывать энергию для собственного потребления. Если бы не было постановления о срочном строительстве перерабатывающих заводов, мы пошли бы, возможно, другим путем. Потратили бы больше времени и вложили инвестиции в завод более глубокой переработки, но сейчас нас больше волнует погашение кредита, чем углубление производства».

По мнению Леонида Шевелева, заместителя генерального директора ЗАО «Чугуевская ЛПК», выпуска импортозамещающей древесной продукции в ближайшие 10-15 лет не предвидится: «Понятно, что будущее за глубокой переработкой. Мы в этом направлении движемся по мере своих возможностей. Окупят ли себя инвестиции, покажет время. Во всяком случае, чтобы что-то иметь, нужно сначала вложить. А это непросто, учитывая высокие банковские кредиты. Чтобы появилось производство высокого уровня, во-первых, отношение государства к производителям должно измениться. А во-вторых, отношение самих людей к своей стране. Сегодня лес в большом объеме расхищается, попросту разворовывается, а таможенная политика этому потворствует».

Виктор Медведь, заместитель генерального директора ОАО «Приморсклеспром»: «На Уссурийском картонном комбинате есть все возможности для производства целлюлозы, но, чтобы увеличить объемы выпуска товарной продукции, нужно, чтобы в одних руках было как минимум 3-4 млн кубометров лесфонда ежегодного отпуска. Сырье сегодня находится более чем у 200 арендаторов. Возможно, нужно укрупнять производство путем объединения нескольких предприятий. Но это не в интересах компаний, потому что у каждого предприятия налажен свой рынок сбыта».

На сегодняшний день в крае вся биомасса используется только на 50%. Хроническая нехватка современных лесных дорог гарантирует рентабельность только «скоростному» лесосырьевому экспорту. В лесоизбыточных районах — дефицит современных перерабатывающих мощностей. «По той причине, что сырье больше тяготеет к северу (Тернейский район), строить нужно в районе Чугуевки, а везти лес со Светлой. Но это огромные издержки: дрова сначала нужно привезти в порт, в Ольгу, а затем в Чугуевку. Такие затраты никогда не окупятся. Представьте, какая выйдет себестоимость целлюлозы или бумаги», — добавил Медведь.

Валентин Беликов, директор ООО «Приморский лесокомбинат» (г. Дальнереченск): «Чиновники только и говорят о поддержке малого и среднего бизнеса, но он у нас никогда не будет развиваться на должном уровне, пока не появится государственная поддержка. Инвестиции должны быть не частными, а государственными. А пока все живут по принципу «кто кого съест».

Целлюлозно-бумажный комбинат — это огромное градообразующее предприятие. Вложенные в него инвестиции не окупятся, а просто «поглотят» мое предприятие. Желание правительства понятно: все перерабатывать здесь, но быстро и «вдруг» этого не произойдет. Мы сегодня мечтаем, чтобы у нас прекратился экспорт круглого леса, но не виноваты, что на внутреннем рынке ни береза, ни осина не востребованы. Для производства фанеры нужно вложить не так много, около 1 млн рублей. Но для того чтобы развивать производство фанеры, у нас должен быть гарантированный рынок. Кто будет покупать фанеру местного производства, если Китай поставляет нам дешевую продукцию в больших объемах».

«Для того чтобы построить целлюлозно-бумажный завод, нужно 9-11 млн рублей на одно рабочее место. Такие инвестиционные проекты сегодня под силу только крупнейшим финансовым структурам. В стране должна быть четкая, отработанная политика государства по стимулированию бизнеса именно к глубокой переработке древесины и выпуску продукции мирового качества. Почему Китай развивается, а мы нет? Чем больше «передел», тем больше добавочная стоимость. Значит, перерабатывать дерево выгодно, — считает Шагойко. — В России есть целлюлозно-бумажные комбинаты, но они не функционируют в полную силу, потому что лес везут не для производственных целей, а в другую сторону. Причем около 50% продукции, которая вывозится на экспорт, уходит от уплаты налогов. Существуют уже так называемые подпольные банки, которые пересылают деньги, финансируя закупку лесопродукции. И это очень серьезная проблема, т.к. она тянет за собой подкуп руководителей лесхозов, начальников станций на железных дорогах, для того чтобы получить продукцию и вагоны для ее перевозки. Люди в этой сфере работают более 15 лет и не собираются менять политику. Государство ее поддерживает, а стимулов для развития не дает».

Источник: «Конкурент», Марина Пак

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *