Ритейл ставит рекорды

Российская сетевая продовольственная розница в 2012 году достигла абсолютного рекорда прироста торговых площадей, пишут «Ведомости» со ссылкой на обзор отраслевого агентства Infoline. Так, 130 крупнейших по обороту FMCG-сетей за прошлый год открыли 4059 новых магазинов всех форматов. В результате их общая торговая площадь увеличилась на 1,75 млн кв. м, или 17,6%, до 11,5 млн кв. м (чистый прирост за вычетом закрытых магазинов).

Российская сетевая продовольственная розница

До сих пор самым результативным годом для российской розницы был предкризисный 2008-й (Infoline собирает статистику с 2006 года). Тогда торговая площадь 130 крупнейших ритейлеров увеличилась на 1,55 млн кв. м. В 2009 году рост замедлился: сети прибавили всего 0,63 млн кв. м, в 2010 году — уже 0,92 млн кв. м, в 2011-м — 1,49 млн кв. м.

В 2012 году лидером по приросту остался «Магнит», его доля в общем объеме новых торговых площадей — 25,5% (общий прирост, без учета закрытых магазинов). Он открыл 1575 новых магазинов, увеличив торговые площади примерно на 0,58 млн кв. м — для компании это тоже рекорд. Второе место сохранила Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») — 10,1% в общем приросте. Третью строчку в этом году заняла «Дикси» — 4,8% (в прошлом году третьей была Auchan). При этом доля крупнейших федеральных операторов розничной торговли в общем приросте торговых площадей начала снижаться. Если в 2010 году на «Магнит» и X5 приходилось 47,7% общего прироста среди крупнейших сетей, то в прошлом году — 35,6%.

Региональные сети «Холидей», «Мария-Ра», «Интерторг» («Народная 7Я») и другие значительно нарастили темпы роста, отметил директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Быстрый рост сетей стал возможен благодаря тому, отметил он, что увеличилось предложение в сфере торговой недвижимости: в прошлом году были достроены девелоперские проекты, которые начали финансироваться после кризиса, в 2010 году.

Текущее состояние рынка потребительского сектора можно охарактеризовать как положительное, говорит главный аналитик отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. На рынке есть платежеспособный спрос, рынок недвижимости не продемонстрировал значительного роста в цене, сильная конкуренция стимулирует вести агрессивную политику по развитию бизнеса — данные обстоятельства благоприятно влияют на весь сектор в целом. В частности, по итогам 2012 года лидером роста стали индекс ММВБ «Потребительский сектор», прибавивший 24%. Для сравнения: индекс ММВБ вырос только на 2%. По прогнозам эксперта, сектор уже практически приблизился к максимальной точке развития, и для дополнительного роста необходимы, прежде всего, макроэкономические сдвиги, например, увеличение уровня заработной платы по стране. Ожидать снижения цены на недвижимость не стоит, а если ничего не изменится, то отрасль может в следующем году начать переход на этап стагнации.

Но рост торговых площадей обусловлен совокупностью факторов, объясняет эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков. Отечественные компании потребительского сектора генерировали в 2012 году хорошую выручку, что позволило за годичный период увеличить суммарную капитализацию компаний, входящих в отраслевой индекс ММВБ, на четверть. Такие результаты были показаны на фоне высокой потребительской активности населения — стоит отметить, что с 2008 года потребительские расходы россиян выросли (уже с учетом накопленной инфляции) на 20%. Это позволило, несмотря на нестабильную макроэкономическую ситуацию, как лидерам сегмента, так и региональным игрокам инвестировать значительные средства в развитие бизнеса и прежде всего в создание новых торговых точек. Безусловно, стоит отметить и то, что сектор торговой недвижимости отвечает на запросы ритейлеров адекватным предложением.

Судя по динамике индекса потребительской активности, тенденция к росту торговых площадей останется актуальной и в текущем году, причем рекордный результат 2012 года вполне может быть повторен или даже побит. Значительный потенциал, по прогнозам Зыкова, имеется в охвате средних и малых городов, в связи с чем мы ожидаем дальнейшего увеличения доли региональных игроков в общем объеме вводимых торговых площадей.

Но основной и, похоже, неразрешимой проблемой в РФ остается стоимость недвижимости, уровень арендной платы и банальный недостаток площадей, говорит экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын.

Еще одной проблемой является деятельность уже собственно ритейлеров, которая часто мешает планомерному развитию. Так, объясняет эксперт, если взять лидера отрасли компанию «Магнит», то можно разобрать его основные преимущества. Во-первых, «Магнит» остается лидером региональных рынков, он не стремится в столичные регионы. Во-вторых, «Магнит» предпочитает не аренду площадей, а прямые покупки. В-третьих, он аккуратно обращается с собственной долговой нагрузкой, которая остается на приемлемом уровне ниже 1,2 пункта (средний по российским компаниям), в то время как остальные компании именно на фоне значительной долговой нагрузки не могут позволить себе активное развитие. Рентабельность продаж «Магнита» за счет такой политики значительно выше аналогичного показателя своих конкурентов — 4,86%. Для сравнения: X5 Retail Group N.V. — 1,94%, «Дикси» — 0,78%, «Седьмой континент» — 1,8%. И получается, заключает эксперт, что в будущие годы расширение объемов площадей снизится не за счет падения потребительского спроса, который до сих пор не достиг докризисного уровня, а именно за счет низкой рентабельности самих ритейлеров — они будут просто часто не в состоянии обслуживать свои же магазины.

Дальнейший рост торговых площадей сейчас будет зависеть напрямую от строительства новых микрорайонов в городах, уверен адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев. Сейчас тема такого строительства хорошо развивается, поэтому можно прогнозировать рост темпа открытия новых площадей в привязке к темпам строительства и, что еще важнее, темпам заселения новостроек новыми жильцами. Именно в новых микрорайонах потребности в магазинах колоссальные: потребителю необходимы магазины в шаговой доступности. Поэтому если темпы строительства и заселения будут стабильно расти, вместе с ним будет расти и количество открываемых ритейлерами точек.

При этом надо понимать, что ресурсы для развития, в уже сформировавшихся микрорайонах, уже исчерпывают себя. Да, у крупных сетей остались малоосвоенные отдаленные региональные моногорода. Но перспективы развития этих моногородов сейчас под вопросом, да и много магазинов в таких муниципальных образованиях открыть трудно. Следовательно, в перспективе у ритейлеров только развивающиеся агломерации и новые микрорайоны. Поэтому, считает эксперт, темпы роста должны замедлиться. Они могут оставаться высокими, но прежних результатов вряд ли можно ожидать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *