Русский теряет берега

Корреспондент «Золотого Рога» в преддверии наступления теплого времени года прошелся по берегам острова Русский. Есть опасения, что массовый захват береговой линии острова уже лет через пять может лишить людей смысла ехать сюда ради отдыха.

остров Русский

Отдых у моря — священное право любого жителя Владивостока. Города, окруженного с трех сторон морем. Но пробиться к заветным берегам и расположиться на удобном пятачке с каждым годом становится все тяжелее. Желающих становится больше, а берега, увы, становятся недоступнее. Лето не за горами, но будет ли у владивостокцев возможность в купальный сезон посетить, к примеру, уже полюбившиеся пляжи острова Русского?

Береговая линия города вместе с островами сегодня имеет длину более 300 километров. Только на остров Русский, побережье которого сильно изрезано, приходится 120 километров этой линии! И, когда для сообщения с материком на остров строился один из крупнейших мостов мира, жители города питали особые надежды. Им мечталось, что теперь-то им проще будет попасть на его райские берега и испытывать на них неземные радости, окунаясь в чистые морские воды — такие здесь безопасные для здоровья, которых в традиционных местах морского отдыха горожан уже нет.

Был бы берег, а владелец найдется

Однако когда просторы острова начали открываться, выяснилось, что мест, удобных для отдыха, на острове мало и с каждым годом становится еще меньше, потому что сегодня происходит массовый захват его береговых территорий. Здесь за береговую черту в смертельной схватке продолжают сходиться множество ведомств, организаций, компаний и частных лиц, которые, подминая под себя берега, преследуют свои сугубо эгоистические интересы. При этом сегодня ими захватывается даже «святое» — 20 метров от уреза воды, которые положено ничем не занимать, оставляя их для свободного доступа людей. Былые обещания властям общественности, что остров Русский будет развиваться в интересах всех горожан, стремительно девальвируются. И трудно представить, что в ближайшее время амбиции захватчиков будут пресечены и доступность островных берегов станет лучше.

Особенно удручают горожан быстро тающая доступность берегов полуострова Саперного, ближайшей для их посещения территории острова. В этом легко убедиться, пытаясь пробиться на своем авто к воде.

Сразу от моста вдоль берега Уссурийского залива, где расположена одна из батарей Владивостокской крепости — крутой береговой обрыв, и здесь выхода к морю нет. Далее — территория ДВФУ, включающая все побережье бухты Аякс. Вроде бы хорошее место, но попасть сюда можно только по пропускам. Помнится, горожанам было твердо обещано, что когда здесь будет открыта морская набережная, то она обязательно будет доступна для всех. Но в это уже слабо верится. Во-первых, общедоступность территории явно идет в разрез с системой безопасности ДВФУ (на Русском находятся не только учебные корпуса, но и общежития на несколько тысяч студентов и преподавателей), а во-вторых, в кампусе хочет обосноваться филиал Минвостокразвития, что сделает городок еще более закрытым для простых смертных.

Далее находятся довольно большие территории, на которых расположились строения пожарного депо и полиции, также перекрывшие доступ к берегу посторонних. Немного доступнее море становится дальше. Если проехать по дороге в сторону строящегося на мысе Житкова океанариума, который, как объект федерального значения, имеет необходимый ему свой участок берега, то можно свернуть влево в сторону мини-ТЭЦ и отдохнуть на берегу бухты Парис или вправо — от м. Каразина до м. Ахлестышева и далее. Однако на пути к берегу здесь начали появляться шлагбаумы, которые стали ограничивать свободный доступ к пляжной зоне. И в пиковых ситуациях здесь остро встает проблема — куда деть машину. Парковки рядом сегодня такие же дикие, как и сам отдых на острове. И в пик сезона эта территория уже не в состоянии приютить всех желающих.

Можно попытаться пробиться к берегу далее по убитой дороге в сторону м. Вятлина. Конечно, если не жалко машину. Но без внедорожника лучше этого не пробовать. И, опять же, нет никаких гарантий, что здесь вскоре тоже не появится какая-нибудь новая база и тоже будут шлагбаумы. Кроме того, надо учитывать, что редко здесь полоска берега наделена песочком, преимущественно — камни, и попасть в воду или покинуть ее — серьезная проблема для отдыхающих. А если не пытаться поплавать, то какой смысл сюда ехать?

Начали шлагбаумы появляться и на подъездах от кампуса ДВФУ к бухте Новик в районе «международной» гребной базы. Если отсюда же проехать по дороге в сторону Канала, то можно легко убедиться, что съездов к берегу от этой дороги ни в сторону бухты, ни в сторону пролива Босфор Восточный практически нет. На самом же Канале возможности для отдыха на море сильно ограничены, мест для машин «ограниченного контингента» тоже маловато. И, открывая это место для себя, многие горожане не задерживаются здесь, а, осмотревшись, быстро разворачиваются на пятачке и уезжают искать что-нибудь получше.

Бездорожье райских мест

С другой стороны бухты Новик сегодня к берегу тоже подобраться трудно. Если от основания Саперного проехать до Подножья, то можно убедиться: после подсыпки дороги многие имевшиеся здесь съезды были ликвидированы. Конечно, можно рискнуть бросить авто на дороге и выйти к бухте пешком, но это уже неудобно.

Далее от Подножья вдоль Амурского залива доступ к берегу и возможности беспрепятственно пройти по нему тоже ограничены. В районе бухты Рында берег перекрыт парой «Американок», которые имеют у отдыхающих определенную популярность. Сюда принято приглашать гостей города, но, говорят, в последнее время эта база отдыха становится дискомфортнее и теряет свою привлекательность. Тем, кто минует это место транзитом, препятствуют ограждение и шлагбаум. А на берегу бухты Воевода уходит прямо в море огороженная территория другой базы — «Белый лебедь».

Южное побережье острова для автоотдыхающих практически недоступно. В целом, многие привлекательные места на берегу острова по-прежнему лучше достигать на катере.

Однако при дальнейшем освоении территории они также могут быть потеряны для свободного посещения. Есть опасения, что массовый захват береговой линии острова уже лет через пять может лишить людей смысла ехать сюда ради отдыха. Потому что заброшенные объекты Владивостокской крепости, неухоженный и неинтересный лес — этого мало для желающих здесь отдыхать. Главное на о. Русском — это море, свободный к нему доступ и обустройство берега. Пока же здесь крайне далеко хотя бы до того комфорта, который есть в районе Шаморы. А отсутствие мусорных контейнеров в местах, где люди отдыхают, провоцирует возникновение несанкционированных свалок.

Держите линию!

Проектировщики, занимавшиеся проработкой дальнейшего развития острова, полагают, что его берега максимально должны резервироваться под развитие рекреации. Особенно с учетом того, что в планах — создание здесь туристско-рекреационной зоны мирового уровня, привлекательной для международного туризма. Здесь должны быть какие-то набережные, прогулочные маршруты вдоль побережья, вместительные парковки. Считается, что под эти цели здесь, особенно где доступность моря ограничена, должны активно создаваться насыпные территории. Как это было начато на Эгершельде в районе Токаревской кошки, но осталось недоделанным.

Такие решения для о. Русского, конечно, дорогое удовольствие, и с ними пока не спешат. Но, чтобы не потерять возможности их реализации, сегодня надо резервировать береговую линию, противостоять любым неоправданным захватам ее участков. Иначе потом, когда берег окажется окончательно поделен, городу для осуществления новых идей придется выкупать участки втридорога, а от каких-то заманчивых планов — просто отказываться.

Генпланом городского округа Владивосток Русский всегда рассматривался как рекреационная территория. Развитие здесь пляжных зон — один из приоритетов. Цепочка небольших обустроенных и комфортных пляжей — это то «жемчужное ожерелье», которое должно сделать остров туристской Меккой. Все остальное может здесь появиться для туриста просто как достойное приложение. Однако Мекки может и не получиться, если ситуация с захватами территорий, которые должны оставаться общедоступными, не изменится.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *