Слабое звено

Увольнения сотрудников, переезды в дешевые офисы, сворачивание целых направлений бизнеса и прочее и прочее… В конце 2008 — начале 2009 года такие меры для большинства отечественных компаний были не в диковинку. Предприниматели уверяли, что происходящее носит временный характер и, как только ситуация нормализуется, все встанет на свои места. Однако время «поста» миновало, а многие так и не вернулись к прежним «формам»: экономия плавно превратилась в непрерывную оптимизацию.

Слабое звено

Кто старое помянет?

Стартовый выстрел для участников очередного кризисного забега произвела компания Олега Дерипаски ОК «Русал». В рамках экономического форума в Санкт-Петербурге ее представители объявили, что в связи с ухудшением конъюнктуры рынка они ожидают падения спроса на алюминий, а потому закрывают до 10% неэффективных мощностей. Подобное сокращение — из разряда крайних мер, но руководство «Русала» считает, что иных методов борьбы с грядущим кризисом в запасе не так много. «Угроза очередной волны вполне реальна, — соглашается директор центра по работе с корпоративными клиентами и альтернативными инвестициями УК «Альфа-Капитал» Игорь Волошин. — А в России ситуация осложняется еще и бременем планируемых высоких бюджетных расходов».

Новую рецессию он прогнозирует уже в сентябре, причем наиболее уязвимы, с его точки зрения, компании потребительского сектора — банки вряд ли пойдут на наращивание кредитных портфелей, да и сами заемщики не хотят повторять ошибки прошлых лет. А вот аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин не столь пессимистичен: еврозона, по его мнению, давно находится в состоянии рецессии, развивающиеся же страны, напротив, будут демонстрировать рост.

Как бы то ни было, активная подготовка к кризису заметна сейчас в большинстве секторов. По словам управляющего директора ГК «АЛОР» Сергея Хестанова, те же игроки потребительского рынка избавляются от сомнительных проектов. Но гораздо страшнее, полагает эксперт, всеобщее уныние. Несмотря на лиричность высказывания, это тревожный сигнал о состоянии экономики. Компании подтверждают, что придется, видимо, применить старые методы жесткой экономии. Предположить, какие «косты» будут резать на этот раз, нетрудно, достаточно вспомнить опыт трехлетней давности.

Голому — рубашка

Какие же издержки российский бизнес тогда сократил в первую очередь? «Разумеется, социальные выплаты, — без раздумий отвечает генеральный директор группы компаний «КорпусГрупп» Олег Лобанов. — В том числе, увы, и на питание». Для его компании, обеспечивающей обедами рабочих многих крупных предприятий, в том числе Магнитогорского металлургического комбината, «Роснефти» и «Базового элемента», последствия могли быть фатальными. Когда все клиенты практически одновременно заявили об урезании бюджета на питание на 30%, г-н Лобанов задумался, как остаться на плаву. «Мы решили сфотографировать все производственные процессы, отследить время, не обходимое на их выполнение, описать рабочее место каждого сотрудника и понять, за счет чего можем сэкономить», — рассказывает предприниматель. Затея оказалась полезной: выяснив, что должно быть у поваров под правой рукой, а что — под левой, удалось автоматизировать многое из того, что раньше делалось вручную. Также компания вынуждена была изменить саму услугу. Если раньше предлагали четыре вида закусок, два супа, четыре вида горячего и два гарнира, то теперь ограничились одним видом блюда в каждом пункте меню, снизив закупки продуктов.

Умение подстраиваться под ситуацию начало цениться едва ли не выше любой MBA. Голь на выдумки хитра: переезды в недорогие помещения на окраине города или вовсе за МКАД, увольнение или роспуск сотрудников на «удаленку», переход на аутсорсинг — список можно продолжить. «Мы тогда перебрались в коттедж за МКАД, — вспоминает основатель и генеральный директор Essential Commerce Аркадий Сандлер. — В результате в 2 раза выиграли в цене и при этом получили в 1,5 раза больше площади, а главное — прилегающую лужайку, где очень удобно проводить пикники, встречи и совещания на свежем воздухе». А совладелица клининговой компании «Ронова» Маргарита Авдеева не только переехала с Малой Ордынки в спальный район, но еще и отправила отдел маркетинга работать дома, существенно сэкономив на арендной плате.

Чем лучше управленец разбирается в деталях бизнеса, тем больше видит мест, где можно сберечь копейку. Так, для компании «Бентус Лаборатории», производящей кожные антисептики, затраты на промоперсонал, раздающий образцы продукции, в кризис оказались не по карману. Решили запустить партнерские программы с организациями из сферы обслуживания, например доставляющими еду в офисы, и с туристическими агентствами. Партнеры распространяют бесплатные образцы антисептиков среди своих клиентов. «Для нас это значительная экономия за счет отказа от промоперсонала, а для них — повышение лояльности потребителей», — говорит в беседе с корреспондентом журнала «РБК» член совета директоров компании Рубен Симонян.

А в компании Molotok.ru придумали свой коэффициент эффективности контекстной рекламы, которая является основным средством продвижения и статьей расходов одновременно. «Мы отследили соотношение привлеченных и затраченных средств, в результате стали видны те площадки, от которых можно отказаться без потери трафика», — рассказал генеральный директор онлайн-аукциона Molotok.ru Игорь Тарасенко. Но экономия, как по спирали, пошла еще дальше. На следующем витке такой «чистки» в компании оставили только самые прибыльные категории. Это, по словам г-на Тарасенко, дало почти 20-кратный рост эффективности, а, следовательно, возможность еще большего сокращения бюджета на рекламу.

Кому-то антикризисные меры помогли поймать нечистых на руку сотрудников. Представитель ЗАО «Айсбит» (продает замороженные продукты под маркой «4 сезона») Геннадий Айдиньян отмечает, что главная статья издержек в его бизнесе — перевозки, а сэкономили на бензине. «Когда стали разбираться, выяснилось, что некоторые водители обналичивают топливные карты путем сговора с операторами АЗС. Мы поставили на все машины системы контроля расхода топлива. Теперь сберечь получается до 10 тыс. литров в месяц», — делится успехами г-н Айдиньян.

Запас прочности

Главный урок, который российские компании вынесли из последнего кризиса, — осторожность в тратах. Приноровившись к некомфортным условиям, многие, по сути, так и не прекращали экономить. Постоянно проводили оптимизацию, накапливали ресурсы и повышали запас прочности, аккуратнее начали относиться и к заемным средствам, существенно снизив долю валютных и краткосрочных кредитов. «Особенно серьезно предприниматели откорректировали свои стратегии в последние два года, уменьшили избыточные расходы, стали более гибкими, чтобы быть готовыми к ухудшению конъюнктуры», — подтверждает Дмитрий Монастыршин.

Посткризисные «семена» уже дают первые всходы: компании планируют свое будущее с учетом вероятного коллапса. Руководство небольшой IT-фирмы LinguaLeo, развивающей онлайн-сервис по изучению английского языка, в качестве эксперимента этим летом отправило своих программистов на два месяца работать в Черногорию. «Стоит это недорого, если сравнивать с выездной разработкой в Подмосковье или даже арендой большего офиса в Москве, — подчеркивает основатель проекта Айнур Абдулнасыров. — Два с половиной месяца в Черногории — это 2 тыс. евро на человека. Если бы

мы выбрали Москву или Подмосковье, цифру можно смело увеличивать в 5-6 раз». Сегодня г-н Абдулнасыров подумывает, не перевезти ли туда компанию насовсем.

Многие в поисках возможностей для осторожного роста всерьез увлеклись аутсорсингом. К примеру, основатель интернет-компании ShopogoliQ.ru Никита Халявин доволен опытом работы с зарубежными программистами. «Так, индийцы нередко объединяются в компанию, управляемую западными менеджерами. Индиец-разработчик хорошего уровня обходился нам в 1 тыс. долларов в месяц», — говорит он. В преддверии нового кризиса г-н Халявин и дальше намерен экономить на отдельных проектах. «Например, латыши зачастую экспортируют свои услуги, но при этом продолжают жить на родине, где цены в 3-4 раза ниже, чем, скажем, в Москве, а это, несомненно, плюс в их найме. Оклад латышских разработчиков хорошего уровня начинается с 700 евро», — заключает он.

Понятно, что, перестраховываясь, компании существенно повышают уровень своей готовности к грядущим трудностям. Опасение экспертов вызывает интенсивность таких мер. Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале в книге «Бизнес в стиле фанк» утверждают, что бездумная и чрезмерная экономия зачастую фатальна для предприятий. «Сократив в кризис четверть персонала, многие международные и российские компании оказались парализованными, так как просто некому стало работать», — согласен с авторами знаменитой книги генеральный директор компании «КРОК» Борис Бобровников. Столь же важное условие — своевременность сокращений. «Преждевременное снижение затрат и объемов может быть губительно для бизнеса, поскольку сильно ослабляет его», — предупреждает Сергей Хестанов. Можно пойти дальше: не является ли тот рыночный пессимизм, о котором говорят специалисты, результатом рьяного увлечения экономией? Такими темпами шампанское принесут не скоро.

Источник: «Деловой журнал РБК», Алина Уколова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *