Тернист путь рыбы к прилавку

Несмотря на рост потребления рыбы, особых перспектив в создании отдельно стоящих рыбных магазинов или серьезном развитии ассортимента рыбных отделов супермаркетов никто не видит. Почему?

Тернист путь рыбы к прилавку

Росрыболовство пытается вдохнуть жизнь в идею воссоздания в стране рыбных магазинов «Океан», существовавших в СССР. В 2009-2010 гг. ведомство активно муссировало этот проект, суля ритейлерам всевозможную поддержку. Но сегодня тема затихла.

«Сеть магазинов «Океан» прекрасно работала, потому что представляла собой вертикально интегрированный холдинг одного предприятия. Оно контролировало процесс реализации рыбы на всех этапах: от добычи до розничной продажи продукции. Поэтому и ценообразование поддавалось контролю, — утверждает Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. — Сейчас, когда эту систему нарушили, восстановить ее на старых площадях «Океана», на мой взгляд, невозможно».

По мнению экспертов, для успешного существования рыбной розницы требуются сильные дистрибьюторские компании, которые могут профессионально работать с рыбой, а это редкость. При этом и бизнесмены, начинающие заниматься рыбой, не всегда понимают специфику сегмента. Известен случай, когда на переговорах с рыболовецкой компанией один предприниматель заявил, что поставки рыбы исключительно в путину его не устраивают, ему нужно каждый день по 50 кг. Рыбаки вышли из положения, рыбу заморозили и, размораживая по мере надобности, отправляли ее в Москву, пишет «Конкурент».

В Приморье много магазинов, занимающихся мясной или молочной продукцией, такие точки открываются чуть ли не каждый день. Но с рыбой такого не происходит!

Андрей Солониченко, управляющий проектом розницы сети супермаркетов «Три кота»: «В России розница — одна из самых развитых сфер. Зачем восстанавливать магазины, когда можно дать свежую рыбу уже существующим торговым сетям? Большинство супермаркетов вполне подготовлены для таких поставок — есть специальные холодильные установки, которые позволят сохранять продукт. Вопрос в другом — где взять свежую рыбу? Рыбакам даже некуда ее привозить: нет рыбных рынков, на которых можно было быстро реализовать свежую продукцию. А Приморью такое место просто необходимо. Разговоры о создании подобного рынка я слышу уже почти десять лет. Но дальше этого дела не двигаются».

В идеале администрация Владивостока или края должна выделить место под строительство рынка, предоставляя возможность рыбакам арендовать площади на несколько десятков лет. Это давало бы гарантию того, что рынок не сменит профиль. Рыбные предприятия закупят соответствующее оборудование и наладят все процессы реализации.

«Владивостоку просто необходимо иметь определенное место, где можно было бы реализовывать свежую продукцию без посредников, с минимальной товарной наценкой! Необходимость есть, а системы, которая позволит ее удовлетворить, нет. Она должна обеспечивать поставку продукции, минуя посредников, продавать ее, соблюдая качество, а также перерабатывать рыбу как в свежем, так и в охлажденном виде. Ведь нереализованную за день продукцию придется замораживать на предприятиях, а впоследствии перерабатывать в цехах. Пока этой системы нет, рыбопродукция останется дорогой — каждый посредник накручивает свой процент. А ведь рыбаки с проблемами реализации не сталкиваются. Они честно продают свою рыбу посредникам, а на полученные деньги оплачивают топливо, зарплату экипажа и снова уходят в море», — полагает Мартынов.

Игорь Полетаев, директор ЗАО «Орион Пасифик»: «Практически невозможно собрать нужный пакет документов, чтобы поставлять рыбу на внутренний рынок. Много лет назад наша компания занималась прибрежным ловом, но терпела только убытки. И ситуация совершенно не изменилась: прибрежные суда так обложены килограммами документов и вечными проверками, что не могут заниматься своей деятельностью. Ну, создадут рыбный рынок, и что с того? А как рыба станет туда попадать, если рыбак ее поймал, но не хочет заниматься оформлением из-за административных барьеров? Поэтому выгоднее и проще продавать рыбу либо за границу, либо в среднюю полосу России».

Невыгодность продаж рыбы на внутренний рынок отмечает и Мартынов. «Продавать рыбу выгоднее за границу. Государство не ставит перед рыбаками задачу поставлять продукцию на внутренний рынок, не создает какие-то преференции. Можно было бы сформировать госзаказ для предприятий, и его бы выполняли. Но этого не происходит, поэтому мы поставляем на внутренний рынок ровно столько, сколько рынок покупает, — сказал он. — Кому-то кажется парадоксальным, что прилавки Приморья завалены иностранной замороженной рыбой. Но в этом нет ничего удивительного! Например, в Норвегии государство дотирует целую программу, по которой рыбопродукция поступает на рынок России. А у нас в стране таких дотаций для рыбаков нет. В конце концов, мы же не благотворительная организация и должны оплачивать свои немаленькие расходы. Поэтому и получается, что российский рынок наводнен иностранной продукцией. Это рентабельнее».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *