«Въезд» вместо «выезда»?

Уходящий год оказался для туристической отрасли региона не самым радостным, Уход с рынка крупного авиаперевозчика «Трансаэро», теракты в Египте и Париже, ситуация со сбитым самолетом у границ Турции — все это не могло не повлиять на ее состояние. Каковы тенденции выездного и въездного сегментов? Справедливо ли мнение главы Ростуризма Олега Сафонова, считающего, что отказ россиян от зарубежных поездок приведет к росту объемов внутреннего туризма?

«Въезд» вместо «выезда»?

«Трансаэро» нашли замену

Банкротство «Трансаэро» минувшей осенью серьезно ударило по Дальнему Востоку. Компания обслуживала целый ряд направлений, связывающих Дальний Восток со столицей, причем по трем прямым перелетам из Москвы — в Анадырь, Благовещенск и Магадан — была единственным авиаперевозчиком. Наш регион и без того был, мягко говоря, недешевым в плане авиаперелетов, что отпугивало потенциальных туристов из числа соотечественников. А когда цены на билеты из разных дальневосточных городов до столицы резко подскочили на порядок, на какой-то момент показалось, что о развитии туризма в регионе можно забыть, пишет журнал «Дальневосточный капитал».

«Поначалу напряженность по причине сокращения количества кресел по московскому направлению существовала во всех субъектах Дальнего Востока: цены взметнулись вверх, на некоторое время возникли сложности с вылетом. Но справедливости ради надо отметить, что стоимость авиаперевозки «Аэрофлотом» выросла еще до момента остановки деятельности «Трансаэро», — рассказывает коммерческий директор Всероссийской сети «БИЛЕТУР», офисы которой работают по всему региону, Татьяна Солодовникова. — Дело в том, что система бронирования при продаже билетов подразумевает квотирование количества мест как на транзитные перелеты через Москву, так и на прямом направлении, на котором с апреля был установлен единый плоский тариф. И если квота мест на прямом участке в экономическом классе заканчивалась, то купить билет даже по более высокой стоимости в экономклассе было невозможно, а тарифы в классах «комфорт» и «бизнес» были изначально выше. Ситуация с «Трансаэро» на какое-то время еще более обострила обстановку, однако довольно быстро к обеспечению бесперебойного воздушного сообщения между центральной частью России и Дальним Востоком были привлечены авиакомпании «ВИМ-Авиа», «Икар» и «Ютэйр». Но частота рейсов пока оставляет желать лучшего, как и цены на авиабилеты».

«Якутия пережила уход «Трансаэро» относительно спокойно, поскольку этот авиаперевозчик не был единственным и связывал республику только с Москвой, — рассказывает заместитель генерального директора национальной туристической компании «Якутия» Ольга Степанова. — В первое время после его ухода авиакомпания «Якутия» даже немного снизила цены на билеты, в то время как «Аэрофлот» и S7, напротив, их подняли. Сейчас же стоимость перелетов в Центральную Россию сохраняется практически на прежнем уровне, а вот частота полетов сократилась, что доставляет определенные неудобства. Надеемся, ситуация изменится в лучшую сторону».

В Приморье на смену «Трансаэро» пришла сначала авиакомпания «Ютэйр», осуществляющая полеты из Владивостока трижды в неделю на борту «Боинга-762» с монокомпоновкой (т. е. только экономкласс) и тарифами от 11 000 в одну сторону (но фактически билеты за неделю до вылета приходится покупать по куда более высокой цене — в 5-6 раз дороже). А в конце ноября на рынок вышла компания «ВИМ-Авиа», совершающая перелет в Москву трижды в неделю на «Боинге-750-200». «Аэрофлот» же, связывающий приморскую столицу с Москвой, заменил авиаборт на более вместительный — «Боинг-777», на сотню увеличив количество посадочных мест, и продолжает летать во Владивосток два раза в сутки.

В Хабаровский край пришла «ВИМ-Авиа», выполняющая ежедневные регулярные рейсы по маршруту Хабаровск — Москва — Хабаровск и запустившая направление Комсомольск — Братск — Москва и обратно, полеты туда выполняются на Boeing-757-200 вместимостью 220 пассажиров. А следом — авиакомпания «Икар», предложившая рейс Хабаровск — Москва — Хабаровск с тарифами от 18 000 рублей.

Сахалин и Москву после ухода «Трансаэро» связывает единственный прямой рейс «Аэрофлота», однако авиакомпания не только увеличила частоту рейсов, перейдя с 5-дневного на ежедневный график полетов, но и, как и в случае с Владивостоком, стала использовать самолеты повышенной вместимости, что в сумме дало 700 дополнительных кресел в неделю. Стоимость билетов на этих маршрутах, по обещанию компании, остается в пределах «плоского тарифа» — 18 000 рублей туда-обратно и 11 000 рублей в одну сторону, но поймать такие цены непросто.

Авиасвязь между Чукоткой и российской столицей осуществляют две авиакомпании: «Ютэйр», выполняющая дважды в неделю рейсы из Москвы в Анадырь и обратно, и «ВИМ-Авиа», осуществляющая еженедельный рейс Певек — Москва — Певек.

В Благовещенске «Трансаэро» сменили борты «ВИМ-Авиа», летающие из Москвы и обратно 7 раз в неделю, и PEGAS FLY («Икар»), выполняющие три рейса еженедельно.

Что касается Камчатки, то, по словам советника отдела развития туризма, продвижения турпродуктов и внешних связей Елены Лассаль, «пока делать выводы рано; в промежуток, когда «Трансаэро» уже ушла, а «Ютэйр» еще не пришла, действительно было сложно, затем ситуация стабилизировалась, цены на авиаперелеты вернулись на прежний уровень, но все-таки конец октября — ноябрь не относятся к пиковому сезону и не показательны, посмотрим, что будет летом, в разгар сезона».

«У «Аэрофлота» всегда были дорогие перелеты между Камчаткой и Москвой, их стоимость в сезон составляла 80-90 тысяч рублей (причем порой экономкласс стоил так же, как и бизнес-класс, а то и дороже), а у «Трансаэро» билеты можно было купить за 50-55 тысяч, — рассказывает генеральный директор камчатской компании «Путник» Татьяна Дигина. — В межсезонье сложно дать объективную оценку новому перевозчику, надеемся, он станет приятной альтернативой».

А вот на Колыме банкротство авиаперевозчика «Трансаэро» принесло пассажирам приятные новости. С уходом компании, которая была в регионе монополистом, стоимость прямого перелета из Магадана в Москву и обратно снизилась почти в два раза, и если раньше билет экономкласса туда-обратно стоил 45 тысяч рублей, то теперь — 23 тысячи рублей. С середины октября трижды в неделю в столицу стала летать «ВИМ-Авиа», затем в область пришла Pegas Fly («Икар») с двумя рейсами еженедельно, и один рейс в неделю взял на себя «Аэрофлот».

Выезд начинает проседать

Трагедии, связанные с падением самолета в Египте, терактами в Париже, сбитым бомбардировщиком у границ Турции, не могли не повлиять на покупательскую активность в сегменте выездного туризма.

«Выводы о том, насколько снизился выездной поток, будем делать позже, слишком мало времени прошло после случившегося, но снижение продаж наверняка будет, — говорит Татьяна Дигина. — Конечно, отдых в Турции и особенно в Египте был очень востребованным у жителей Камчатского края, но после падения самолета Египет даже не спрашивают, туристы переориентировались на Юго-Восточную Азию — Таиланд, Вьетнам по-прежнему являются традиционно популярными направлениями».

«Событиями в Египте и Франции якутяне шокированы, спроса на туры нет не только в эти страны, но и на африканский континент и в Европу вообще, — говорит Ольга Степанова. — При этом у жителей республики по-прежнему популярны Корея, Китай, страны Юго-Восточной Азии, хотя поток туда все же снизился по сравнению с предыдущими годами процентов на тридцать: выросшие курсы валют и сокращение количества чартерных программ сделали свое дело».

На Сахалине также сократился выездной поток, среди причин — слабый рубль и непростая международная политическая обстановка. Наиболее популярными направлениями остаются Таиланд, Китай, Япония, Вьетнам и Республика Корея.

По словам Татьяны Солодовниковой, «отказов клиентов дальневосточных офисов Всероссийской сети «БИЛЕТУР» от уже приобретенных туров в Европу не было. При отказе от Египта в связи с политикой «невозврата» значительная часть туристов предпочли сменить направление, чтобы не потерять свои деньги окончательно, при этом большинство из них отнеслось к этому без негатива. Тем более что операторы озвучили схему действий: аннуляция египетских туров происходит без применения штрафных санкций, однако деньги не возвращаются туристу, а остаются на его балансе в виде депозита, который можно использовать только на свои будущие поездки у данного туроператора. Все переговоры с туроператорами в интересах клиентов ведем мы сами, не перекладывая это на туристов, ставших заложниками обстоятельств. Что касается остальных направлений, то в отношении горнолыжного отдыха появилась такая тенденция, что туристы разворачиваются к российским и в частности дальневосточным курортам, но пляжные направления — Таиланд и Вьетнам — по-прежнему в лидерах продаж (в т. ч. на новогодние каникулы). Также у наших туристов по-прежнему востребованы Филиппины, Гуам, Сайпан, Сингапур, Корея и Япония».

Въезд растет за счет иностранцев

Тем временем направление въездного туризма на Дальнем Востоке демонстрирует постепенный, но устойчивый рост, особенно за счет иностранных гостей, которым ослабление рубля оказалось на руку. Так, по данным департамента туризма Приморского края, в 2015 году только за первое полугодие регион посетили 136 тыс. туристов, что на 14% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Особенно активны гости из КНР, их число с начала года выросло вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Кроме того, открытие первой очереди игорной зоны, крупнейшей в России, введение безвизового восьмидневного въезда на территории Свободного порта Владивосток с 1 января 2016 года будут способствовать дальнейшему росту.

Ольга Степанова также настроена оптимистично: «Поток иностранных туристов в Якутию вырос на 30-40%, особенно из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Отчасти, думаю, это связано и с изменившимся год назад курсом валют: для иностранцев путешествия по России, а значит, и по Дальнему Востоку, подешевели. Въездной поток соотечественников увеличился на 20-30%, в т. ч. за счет тех категорий, кому не рекомендован выезд за рубеж. В основном это индивидуальные туристы. Наличие прямого рейса в Сочи, а минувшим летом и в Крым (с дозаправкой в Москве) также сыграли свою роль».

На Камчатке тоже отмечают рост въездного потока в 2015 году, в т. ч. за счет российских туристов, которых стало больше на 25%. А к 2025 году здесь рассчитывают на увеличение гостей более чем в 12 раз — до 800 тысяч человек в год.

На Сахалине растет число как иностранных, так и российских туристов. Эта тенденция наблюдается еще с 2014 года, когда въездной иностранный турпоток впервые превысил выездной (в первую очередь за счет захода в Корсаков круизных лайнеров) и составил более 27,3 тыс. человек, что втрое больше предыдущего года, при этом почти вдвое вырос поток российских туристов из других регионов РФ, составив более 14,3 тыс. человек. В 2015 году тенденция продолжается и, как считают в министерстве спорта и туризма, превысит показатели 2014-го, в т. ч. за счет гостей-горнолыжников. С открытием современного горнолыжного комплекса «Горный воздух» Сахалин стал очень привлекательным для этой категории туристов.

В Приамурье также выросло число гостей-иностранцев, в основном из КНР. Так, на 1 августа Благовещенск посетило 78 тысяч туристов, что в полтора раза больше аналогичного периода предыдущего года. А с учетом того, что в 2018 году Благовещенск и Хэйхэ свяжет трансграничная канатная дорога, поток может достигнуть 2,5 млн человек в год.

Вместе с тем региональные туроператоры отмечают, что в 2015 году значительно выросли тарифы на дальневосточных направлениях в сторону Камчатки, Сахалина, то есть путешествовать по региону его жителям по-прежнему будет непросто. И о глобальной переориентации дальневосточников с выездного на внутренний туризм говорить рано.

Сразу после событий в Египте стало много говориться о мерах поддержки отечественных туроператоров, но в направлении внутреннего туризма, правда, в чем эта самая поддержка будет конкретно заключаться, пока не ясно. Возможно ли решить едва ли не главную проблему региона и сделать авиаперелеты, в т. ч. внутренние, доступнее? Иностранный поток в регион растет, в т. ч. по озвученной причине «слабого рубля». Но насколько интересен властям внутренний туризм и какие конкретные действия будут предприняты для его стимулирования и развития?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *