Земля — леопардам, людям — резервация

Национальный парк «Земля Леопарда», который создается на территории Хасанского района Приморского края, призван сохранить популяцию дальневосточного леопарда. Благородная идея, ничего не скажешь. Защита пятнистой кошки вызывает одобрение, властей страны, экологов, общественности… Но почему-то никто не подумал о том, что — же будет с жителями этой местности, где обитает леопард? И кто защитит их? — задается вопросом корреспондент ДВ-РОСС.

Земля - леопардам, людям - резервация

Согласно первому проекту, утвержденному в 2010 году, парк должен был находиться в границах заповедника «Кедровая Падь» и заказника «Леопардовый». Но в 2011 году Всемирный фонд дикой природы привлек ученых из ДВО РАН для эколого-экономического обоснования национального парка «Земля леопарда». Если первоначально площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) составляла 1 882 кв. км в трех районах — Хасанском, Уссурийском и Надеждинском, то затем большим кошкам отрезали кус земли площадью 2 858,3 кв. км (для сравнения — весь Хасанский район чуть больше 4 тыс. кв. км). Кстати, на этой территории находятся 11 населенных пунктов Хасанского района, среди которых такие крупные, как Барабаш, Занадворовка, Филипповка, Кравцовка и другие, с населением около 15 тысяч человек.

— Большая часть площадей Хасанского района попали в зону особо охраняемых территорий. Эти площади за последние 20 лет увеличились в 10 раз. Сейчас только заказник «Леопардовый» включает до 0,9 площади всего ареала обитания этих кошек, — говорит Дмитрий Вышкварцев, заслуженный эколог РФ, кандидат биологических наук. — Непонятно, почему юг Хасанского района планируется включить в состав нового нацпарка. Ведь весной там всегда горит лес. Выгорают травы, молодой подрост деревьев, кустарники и желуди — основной корм кабанов и оленей, которыми в свою очередь кормятся леопарды. Понятно, что и те, и другие с «паленых» территорий уходят. Решение проблемы сохранения популяции дальневосточного леопарда — не в охране всех звеньев пищевой цепочки (растения — копытные — хищники). А во включении человека в эту цепочку на самом нижнем, растительном, уровне — а именно в заготовку кормов для копытных, — считает Дмитрий Вышкварцев. — Местные будут в этом заинтересованы: так они получат работу, стабильный доход, да и кабанов с оленями, которых люди отстреливают ради пропитания, станет больше.

К чему же привело такое расширение леопардовых площадей? Ни к чему хорошему. К тому же возникла почва для острого социального напряжения среди местного населения.

— Только на нашей территории находится 1497 подворий с печным отоплением, — говорит глава Барабашевского сельского поселения В. Колесников. — Мы обеспечиваем жителей углем, но ведь и дрова нужны. А вот дров мы не можем купить уже три года. По закону нельзя собирать даже валежник. Мы обращались с просьбой помочь решить вопрос с выделением лесосечного фонда для заготовки дров, разрешить населению сбор грибов, дикоросов, не запрещать местным жителям любительскую рыбалку, и открыть лицензионный лов лососевых, разработать разумный порядок перемещения по лесу. Но, увы, ответа не получили… Жители поселения стали заложниками ситуации, когда хорошо профинансированное мероприятие по сохранению диких животных фактически ставит их на грань выживания.

Однако все эти запреты, которые дирекция нацпарка практикует в своей деятельности, противоречат российскому законодательству. Ведь согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» жителям «разрешается заготовка древесины, сбор пищевых лесных ресурсов, а также любительское рыболовство…»

Жители одного из сел рассказали такой трагикомический случай: корова перешла неглубокую речку (а это уже грубейшее нарушение по правилам нацпарка) затем попаслась на поляне и шлепнула на ней лепешку. Фермеру за такое «нарушение» экологи припаяли штраф на 1 млн. 600 тысяч рублей… Надо сказать, что в последнее время в селах Хасанского района стали избавляться от коров: негде пасти, заготавливать сено.

Власти района обратились к руководству страны: «Идея создания национального парка путем объединения государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и государственного природного заказника федерального значения «Леопардовый» реализуется организаторами не только в границах упомянутых особо охраняемых природных территориях, но и путем включения в него дополнительных земель. По проекту, границы планируется расширить на юг, вплоть до поселка Хасан Хасанского района Приморского края для создания экологического коридора вдоль границы с Китаем и КНДР…»

То есть будущий национальный парк выведет в Хасанском районе из хозяйственного оборота примерно 1000 квадратных км., считают депутаты. Практически 60 % предполагаемой дополнительной площади национального парка приходится на земли сельскохозяйственного назначения, которые предположительно могут находиться в паевой собственности местных жителей. К тому же, создание национального парка существенно ограничит хозяйственную деятельность на территории района.

В своем отчете Амурский филиал WWF пишет: «юго-западное Приморье не имеет природных ресурсов, кроме рекреационных, которые по своему масштабу и привлекательности выходили бы за рамки местного использования».

Однако глава района Александр Нарыжный не согласен с такими выводами. По расчетам специалистов на юге Хасанского района масса полезных ископаемых.

-У нас есть и уголь, и золото, и мрамор, и титаномагнетитовый концентрат при освоении которых район может получить значительное социально-экономическое развитие, — говорит Александр Нарыжный.- При создании нацпарка их разработка станет невозможной. Сегодня в основном идет освоение строительного материала: диориты, камень, песко-гравийные карьеры.

— Мы не против мероприятий по сохранению леопарда, — говорили в беседах жители Хасанского района. — Мы категорически против расширения территории за счет людей, за счет экономики нашего района. И требуем вернуть границы нацпарка в прежние рамки.

У нас планируется в южной части, особенно береговой, проведение множества коммуникаций — железнодорожные и автомобильные транспортные магистрали, газо- и нефтепроводы с выходами на Китай и Корейский полуостров, линия ЛЭП-500 от Бурейской ГЭС, магистраль вдоль побережья.

В районе, который фактически уже стал курортной зоной Дальнего Востока, 546 километров прибрежных территорий, 87 километров отличных пляжей теплого моря на которых отдыхают и дальневосточники, и сибиряки. И давно уже назрел вопрос о принятии Федерального или краевого закона «О курортной зоне Хасанский район» Это место отдыха давно стало «народным курортом». Только власть не хочет этого признавать и делать что-то для развития. Это, по сути «Сочи на Дальнем Востоке» и окно в Азию. Здесь расположен единственный в стране морской заповедник. А теперь по инициативе Всемирного фонда дикой природы всю территорию с севера до юга пытаются забрать под национальный парк.

На прошедших общественных слушаниях по проекту создания на территории Хасанского района национального парка «Земля Леопарда» подавляющее большинство жителей единодушно выразили свое несогласие с планом расширения границ существующих особо охраняемых природных территорий. Однако мнение тысяч людей их предложения не приняли во внимание.

Кстати, в СМИ не были опубликованы результаты голосования. Властям довели только результаты голосования жителей Надеждинского и Уссурийского районов, которые национальный парк «Земля леопарда» задевает лишь слегка. Понятно, что население этих районов проголосовало «за». Но, что интересно, результаты голосования именно жителей Хасанского района не были показаны и поэтому власти, от которых зависело решение по национальному парку, не получили достоверную информацию об истинном отношении местных жителей к расширению нацпарка, а также нарушены принципы самоуправления, ущемлены права коренных жителей и их территорий.

Кто же и для чего предпринимает усилия, которые приведут Хасанский район к потере населения?

Скорее всего, экономический мотив, а не пресловутая любовь к природе, превалирует в решении зарубежных доноров вкладывать миллионы долларов в деятельность международных WWF дикой природы. Об этом можно судить по словам руководителя Амурского филиала WWF дикой природы Юрия Дармана: они за год получили грант примерно в 2 миллиона евро от германский атомной промышленности!?

— Доходы, то есть финансовую поддержку мы получаем в рамках Киотского протокола. Это так называемые «углеродные кредиты», — откровенничает Юрий Дарман, директор Амурского филиала WWF России. — Идут эти средства на сохранение редких видов зверей, на защиту лесов от браконьерства, пожаров и т.д.

Правда, с трудом верится, что международные «зеленые» надежно защищают леса края от браконьеров, пожаров, охраняют дикое зверье… Тысячи гектаров тайги в Приморье горят каждый год. Браконьеры, «черные лесорубы» буквально наводнили леса. Но международные экологи заняты больше другим.

Для того, чтобы обосновать необходимость сохранения лесов и зверей в пределах территории аренды, привлекаются элитные узкопрофильные специалисты — ботаники, зоологи, микологи, которые способны найти редкий или даже неизвестный науке вид на земле или под землей. При таком подходе и с привлечением таких научных сил на самом деле уже не важно, где расположен этот лесной участок. Далее эти уникальные находки встраиваются в отработанную и базирующуюся на Российском природоохранном законодательстве систему обоснований, что данные леса являются средой обитания этих редких и исчезающих видов (например, леопарда) и посему посещать, рубить их и прокладывать по ним дороги никак нельзя.

По мнению специалистов, постоянное стремление Всемирного фонда дикой природы к расширению новых охраняемых лесных территорий в Приморье создает для государства и общества только новые проблемы. И действительно, наспех обоснованное и безответственное решение о создании национального парка «Земля леопарда», повлекло множество проблем. Леса надо охранять от пожаров, людей надо пристраивать в другие отрасли, чтобы они, лишившись работы не стали браконьерами.

Ведь хасанцев, по сути, поставили перед альтернативой: или покинуть родные места, на что не всякий согласится, или для выживания пользоваться дарами леса и рек…

Мировые природоохранные структуры и фонды, зарабатывающие на конкурентной борьбе компаний всего мира, используют Приморье с максимальной выгодой для тех, кто всячески тормозить экономическое развитие российского Дальневосточного региона в АТР. Это видно на примере уникального Хасанского района. Но всё прикрывается благородной целью — заботой о сохранении амурского тигра и леопарда. К слову, под этой же эгидой душится в крае деревообрабатывающая промышленность.

Международные экологи, по сути, монополизировали право видения стратегий развития всего, что связано с лесом и его обитателями в России, что практически лишает власть на местах, а также независимые общественные организации участвовать в разработке и продвижении любых региональных экономических проектов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *