Золотое дно

Апрель 2014 года запомнится знаковым событием: первая арктическая нефть, добытая на российском шельфе на платформе «Приразломная», отправлена танкером покупателю. Арктическая добыча дорогa, требует почти космических по уровню сложности технологий, к ней много претензий у экологов. Есть ли в ней экономический смысл, если одних только разведанных западно- и восточносибирских запасов России уверенно хватает на три десятилетия?

арктическая нефть

Арктика — огромная кладовая ресурсов, которые трудно разведать и трудно извлечь. И здесь уже не раз спотыкались мировые гиганты сырьевой экономики. После аварии на платформе в Северном море в марте 2012 года французская Total отказалась от бурения нефтяных скважин на шельфе и призвала конкурентов последовать своему примеру. Устранение последствий аварии обошлось компании в $10 млрд. Royal Dutch Shell из-за серии технических накладок в прошлом году свернула нефтеразведывательную деятельность в море Бофорта — потратив $4,5 млрд и так и не пробурив ни одной скважины. BP вложила почти $1,5 млрд в поиск богатых месторождений на шельфе Аляски, однако подсчитала все издержки соблюдения экологических стандартов и ретировалась.

Большинство российских экспертов соглашаются: российская арктическая программа — не столько про нефть и газ, сколько про геополитику и развитие северных регионов страны. В ближайшие десятилетия с экономической точки зрения куда практичнее инвестировать в разведку запасов на континенте… Но экономика в этом вопросе отступает на второй план: пора столбить арктический шельф.

Бог шельфы метит

В современном международном праве закреплено разделение Арктики на пять секторов. В 1920 году СССР, Норвегия, Дания, владеющая Гренландией, США и Канада приняли концепцию «полярных секторов», согласно которой земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, входят в его состав. СССР тогда достался самый большой сектор — около трети всей площади шельфа Арктики. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав их территорий, однако каждое из них имеет право на разведку и разработку природных ресурсов прилегающего континентального шельфа (в том числе в экономической морской зоне), а также на охрану природной среды этих районов. В 1996 году был создан Арктический совет, в который, помимо стран — «хозяек» секторов, вошли Финляндия, Исландия и Швеция, пишет «Бизнес-журнал».

Если считать протяженность арктического побережья по логике «полярных секторов», то приблизительно половина территории — это земли Российской Федерации, около одной четверти — Канады, 15% — США, и 10% — Норвегии, Дании и Исландии. Однако международно-правовой режим Арктики до сих пор до конца не определен. Большинство арктических держав все-таки признает, что разграничение территорий должно опираться на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Этот документ ратифицировали все арктические державы, кроме США. Согласно ему, государство, имеющее границу с Арктикой, может претендовать на расширение исключительной экономической зоны, если сумеет убедить Техническую комиссию ООН, созданную в соответствии с Морской конвенцией 1982 года, что дно, простирающееся за пределы 200?мильной зоны, является продолжением его материкового шельфа. В случае продолжения шельфа за эти пределы страна может расширить свою границу до 350 миль. В этой зоне она получает контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми.

Многие государства стремятся доказать, что дно, расположенное дальше 200?мильной зоны, является продолжением именно их континентального шельфа. С этой целью проводятся десятки научных экспедиций. Самые горячие споры вызывает подводный хребет Ломоносова, на который предъявили свои права Россия, Канада и Дания. Канада считает, что трансарктический хребет Ломоносова — продолжение американского. Дания полагает, что он — затонувшая часть принадлежащего ей острова Гренландия. Всех опередила Россия: еще в 2001 году наша страна подала заявку в ООН, в которой претендовала на 1,2 млн кв. км шельфа, аргументируя это тем, что хребет Ломоносова является продолжением российского шельфа. В декабре прошлого года Канада тоже подала в ООН заявку, претендуя на ту же зону. Интерес к Арктике проявляют Великобритания, Германия, Южная Корея, Франция, Швеция, Нидерланды и, конечно, Китай.

Размежуемся?

Арктика уже давно рассматривается как стратегический регион, который в самом ближайшем будущем станет обеспечивать энергетические интересы ведущих индустриально развитых стран мира. Обширные планы на него у России. 20 февраля 2013 года глава государства утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Согласно стратегии, Арктическая зона России должна обеспечить потребности государства в углеводородных, биологических, водных и иных стратегически важных ресурсах. Она также предусматривает эффективную разработку месторождений хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны РФ.

Реализовать принятую стратегию предполагается в два этапа. Приоритетная задача на 2013-2015 годы — создать условия по укреплению национальной безопасности путем комплексного развития зоны. К 2020?му предусматривается завершение необходимых гидрографических работ, а также нормативно-правовое оформление границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане.

Предполагается развитие единой арктической транспортной системы в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование. Она включает Северный морской путь и тяготеющие к нему речные и железнодорожные коммуникации, а также сеть аэропортов. Ускоренное освоение и наметившаяся милитаризация Арктики заинтересованными странами, говорится в стратегии, вынуждают и Россию принимать адекватные меры по усилению своего влияния в этом регионе. Локомотивом продвижения российских интересов в Арктике всегда являлся ледокольный флот, и поэтому к 2020 году планируется спустить на воду три новых атомных и шесть дизель-электрических ледоколов. К 2015?му планируется создать и развернуть в регионе две арктические бригады (Минобороны уже разработало тестовое обмундирование, готовится также и специальная техника, способная проходить по глубокому снегу и работать при температуре минус 50 градусов). А к 2020 году будет построен авианосец, способный действовать во всех климатических зонах. Что касается военной инфраструктуры, то над ней уже работают. На Земле Франца-Иосифа тоже начата модернизация аэродрома и причальных сооружений. Отремонтирован и введен в эксплуатацию аэродром Темп. В будущем, по словам министра обороны Сергея Шойгу, планируется ввести в строй действующих еще как минимум семь северных аэродромов — в городах Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь, в поселках Тикси, Рогачево и на погранзаставе Нагурское.

В соответствии со стратегией, в конце прошлого года правительство РФ утвердило масштабную программу социально-экономического развития российской зоны Арктики. Она отражает намерения властей сделать предстоящие семь лет поистине поворотными. Программа обещает реализовать множество гигантских проектов. В Арктике должны появиться глобальные транспортные, энергетические, информационные и телекоммуникационные системы, предстоит создать механизмы экологической безопасности и мониторинга, обеспечить военную безопасность и надежную охрану государственных границ. Здесь проложат современные транспортные коридоры, вдоль Северного морского пути будут модернизированы старые и сооружены новые морские порты и терминалы, появятся поселки добытчиков нефти и газа. Предусматривается строительство ледоколов и транспортных судов, создание технологического флота для геологоразведки и обслуживания сооружений на арктическом шельфе. Единая телекоммуникационная сеть «Электронная Арктика» свяжет прибрежные населенные пункты. Программа уделяет большое внимание развитию международных связей с соседними странами, определив им роль одной из движущих сил ее реализации.

Непочатый край

Добыча нефти на Приразломном месторождении, расположенном на шельфе Печорского моря, — это первый в истории России проект по освоению ресурсов шельфа Арктики. В течение года здесь получат не менее 300 тыс. тонн сырья. В целом извлекаемые запасы Приразломного нефтяного месторождения — 72 млн тонн. Проектный уровень годовой добычи — около 6 млн тонн — должен быть обеспечен после 2020 года.

Впервые в мире добыча углеводородов на шельфе Арктики ведется со стационарной платформы. Она обеспечивает выполнение всех технологических операций на месторождении: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку, а также отгрузку готовой продукции. «Газпром» уверяет, что конструктивные особенности платформы «Приразломная» целиком исключают разлив нефти при ее добыче и хранении. Нефть хранится «мокрым» способом, при котором в резервуары не может попасть кислород, то есть исключается образование взрывоопасной среды. Добываемый попутный газ в полном объеме используется для нужд «Приразломной». Действует система «нулевого сброса»: отходы бурения и производства не попадают в море. Продукция с «Приразломной» будет вывозиться круглогодично танкерами усиленного ледового класса с двойным корпусом «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» (дедвейт каждого — 70 тыс. тонн).

Понятны причины, в силу которых «Газпром» усиленно подчеркивает аспекты безопасности для окружающей среды. Против начала добычи нефти в российской Арктике выступает природоохранная организация «Гринпис». В августе 2012 и сентябре 2013 года экологи провели свои акции непосредственно в районе расположения платформы «Приразломная». В первом случае «зеленые» сумели на нее забраться, а в прошлом году им помешали российские пограничники. Природозащитников, а также команду ледокола Arctic Sunrise, на котором те прибыли в район Приразломного месторождения, задержали. Следователи сначала возбудили дело по статье «Пиратство, совершенное организованной группой», но потом действия экологов и членов экипажа Arctic Sunrise были переквалифицированы в «хулиганство». В конце декабря все участники акции к взаимному удовольствию конфликтующих сторон были отпущены на свободу в связи с амнистией, объявленной по случаю 20-летия Конституции России.

В Арктике есть за что бороться. По данным управления энергетической информации США, здесь может содержаться до 58 млрд тонн нефтяного эквивалента, то есть примерно 22% его мировых запасов. Причем 78% этих ресурсов составляет природный газ. Эта зона богата рыбой. А Северный морской путь является самым коротким маршрутом из Европы в Америку и Азию и может быть использован для транспортировки нефти и газа. История «Приразломной» — готовый сценарий освоения аналогичных арктических месторождений.

Вокруг Арктики как последнего «непочатого» ресурса жидких углеводородов сконцентрированы интересы не только стран приарктической зоны, но буквально каждого мало-мальски промышленно развитого государства. Проблемы Арктического шельфа — в круге интересов правительств и лидеров государств, постоянно демонстрирующих свою готовность защищать собственные энергоресурсные интересы. В первую очередь об этом свидетельствует наращивание военного присутствия в странах, границы которых смыкаются с зонами Арктического шельфа.

Вокруг Арктики как последнего «непочатого» ресурса жидких углеводородов сконцентрированы интересы не только стран приарктической зоны, но буквально каждого мало-мальски промышленно развитого государства. Проблемы Арктического шельфа — в круге интересов правительств и лидеров государств, постоянно демонстрирующих свою готовность защищать собственные энергоресурсные интересы. В первую очередь об этом свидетельствует наращивание военного присутствия в странах, границы которых смыкаются с зонами Арктического шельфа.

На дoбычу стремится

Неудивительно, что при столь сильном пересечении геополитических интересов и наличии серьезных предпосылок для возникновения «межевых споров» в Арктике находится немало экспертов, которые делают мрачные прогнозы по поводу неизбежного в будущем обострения международной обстановки из?за «арктического вопроса». Найдутся, впрочем, и сдерживающие факторы. Арктика, конечно, сокровищница, но чтобы воспользоваться ее содержимым, нужно очень много денег и технологий. Ни одна страна (не говоря уже о компании) не потянет здесь по-настоящему масштабного проекта. А это означает, что без международной кооперации нельзя будет обойтись еще очень долго. Освоение российского сектора, по оценкам разных экспертов, может обойтись в сумму $350-700 млрд.

Государственная и судебная ветви власти в России, как показывает недавний опыт, не так восприимчивы к «зеленым» аргументам, как аналогичные структуры США и ЕС. Так что для иностранных компаний, желающих работать на шельфе, возможность сотрудничества с Россией означает более надежное вложение средств. Но есть и другой аспект проблемы. Не свидетельствуют ли уже потраченные впустую миллиарды Total, Royal Dutch Shell и ВР о безнадежности — в нынешних условиях и при нынешних технологиях — попыток решить проблему добычи нефти и газа на Арктическом шельфе?! Многие эксперты полагают, что глобальное освоение Арктики сейчас слишком затратно и не имеет практического смысла. Особенно в условиях бесконечного вяло текущего финансового и экономического кризиса и вечного дефицита средств. Перспективными могут быть только немногие крупные месторождения. Одновременно они напоминают о судьбе планов по освоению Штокмановского месторождения, которое должно было превратить Мурманск в один из самых крупных портов России и дать региону дешевый источник энергии. От этих планов очень быстро отказались.

Не стоит спешить с началом добычи нефти на арктическом шельфе, считает и президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. И прежде всего в интересах охраны природы. Она в Арктике чрезвычайно хрупкая. И хотя за последние годы экологическая безопасность добычи нефти российскими компаниями намного выросла, тем не менее, торопиться не следует. «Рано или поздно мы пойдем туда, но я думаю, что лучше поздно, чем рано, — говорит Шмаль. — Мы должны пойти на Арктический шельф в том случае, если будет не сто-, а двухсотпроцентная гарантия того, что никаких аварий быть не может».

Самой большой экологической проблемой, связанной с добычей нефти, Геннадий Шмаль назвал сжигание попутного газа. Разливы нефти происходят относительно редко, но от них не застрахован никто, даже такие мировые лидеры по технологиям добычи, как компания BP, допустившая масштабную экологическую катастрофу в Мексиканском заливе, на ликвидацию которой ушло $50 млрд.

В мире примерно треть нефти добывается на шельфе. Россия пока отстает от других сырьевых держав, поскольку ведет добычу лишь на Сахалине (около 14,5 млн тонн в год), а теперь еще и на Приразломном месторождении. Используемые там технологии Геннадий Шмаль считает способными обеспечить «необходимую экологическую безопасность». Но с тотальным освоением Арктического шельфа лучше подождать. И весьма вероятно, что кладовые шельфа Арктики, на благо будущего человечества, могут остаться нераспечатанными еще долгое время.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *