Региональное ИТ — дорога вниз

14 октября 2014 «Народный фронт за Россию», совместно с региональным отделением «Деловая Россия» провёл в Приморском крае общественные слушания в форме круглого стола, на котором были обсуждены различные актуальные темы отрасли информационных технологий Приморского края.

Приведенные факты не внушают оптимизма – реальная системная работа над развитием отрасли информационных технологий, в Приморье не ведется вовсе!

Согласно Федеральной Стратегии развития отрасли информационных технологий РФ , принятой в соответствии с поручением Президента РФ , основным показателем развития приняты доходы Российских ИТ компаний.

Однако похоже, что в Приморском крае администраторы регионального развития про эти показатели ничего не знают!

Региональные власти ИТ отрасль Приморского края «подменили» своим ведомственным предприятием, которому оказывают всяческие преференции.

А каковы же эти показатели ИТ отрасли края сегодня? Фронтовики оценили их, сделав запрос в органы статистики Приморского края по тридцати типичным ИТ компаниям. Собранные статистикой цифры удручают — в 2014 году совокупный доход этих компаний снизился на 15%, по сравнению с 2013 годом.

В чём же причина деградации отрасли ИТ края, которую мы наблюдаем на наших глазах? Основные, из них, полагают в «Народном фронте» — отсутствие системной работы над развитием отрасли информационных технологий и созданием местными властями преференций в пользу своего ведомственного предприятия.

 Судя по обилию нормативно-правовых актов, которые создали краевые власти для обоснования своих поступков, похоже они считают, что можно разваливать ИТ отрасль, используя законы России!

Полный текст доклада состояния ИТ-отрасли Приморского края:

Уважаемый Александр Владимирович, Уважаемые коллеги! Сегодня «Народный фронт за Россию» проводит общественное слушание, посвящённые развитию отрасли информационных технологий в крае. 22 декабря 2012 года Президент РФ поручил Правительству РФ разработать и утвердить дорожную карту по развитию новых отраслей, в список которых внесена и отрасль ИТ. В соответствии с этим поручением Правительство РФ распоряжением №1268-р от 20 июля 2013 года утвердило план мероприятий (дорожную карту) развития отрасли ИТ до 2018 года.

1 ноября 2013 года Распоряжением №2036-р Правительство РФ принимает «Стратегию развития отрасли информационных технологий РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», в которой определяет конкретные показатели развития отрасли ИТ РФ:

  • — Совокупный размер отрасли, выраженный в доходах российских ИТ компаний;

    Дополнительными показателями развития приняты:
  • — Объём тиражного программного обеспечения;
  • — Объём услуг заказной разработки программного обеспечения;
  • — Объём услуг системной интеграции;
  • — Объём внутреннего рынка;
  • — Объём продаж услуг;
  • — Объём продаж оборудования и аппаратно-программного комплекса.

С 2012 года на территории региона не было ни одного мероприятия, организованного Администрацией Приморского края, на котором бы обсуждались эти конкретные показатели, и строились бы планы по изменению их динамики в сторону роста. Также на официальном сайте Администрации края нет каких-либо упоминаний о наличии в крае отрасли ИТ, содержащий перечень отраслевых предприятий.

План работы Департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края, определённый на 2015 год, также не содержит никаких мероприятий по развитию отрасли ИТ региона. Давайте зададимся вопросами: «А существует в крае отрасль ИТ?» Несмотря на очевидность ответа, мы всё таки провели небольшое исследование для ответа на этот вопрос.

На территории Приморского края только по данным из сети Интернет было выявлено около 100 компаний. Двадцать из них имеют соответствующую аккредитацию предприятия отрасли информационных технологий и стоят на специальном учёте.

У нас не было возможности получить конкретную цифру о количестве занятых в отрасли людей. Предполагаем, что не менее 2-х тысяч человек. Мы сделали запрос в органы статистики Приморского края по тридцати компаниям, которые смогли идентифицировать для подготовки такого запроса и получили ответ о совокупном доходе этих предприятий.

На 2014 год совокупный доход только этих 30 компаний составил около 1млрд 360млн рублей. Это на 247 999 980 рублей меньше, чем в 2013 году. Падение в этих предприятиях ИТ отрасли составило около 15%!!!

Предприятия ИТ отрасли Края являются совокупным Заказчиком перед ВУЗами, действующими в регионе. Так, например, в 2014 году ВУЗами Приморского края было выпущено примерно 240 инженеров ИТ специальности. Руководители ведущих ИТ компаний региона озабочены отсутствием качества подготовки ИТ специалистов и падением доходов в отрасли. В чём причина деградации отрасли ИТ Приморского края, которую мы наблюдаем?

По нашему мнению основные причины отсутствия развития в отрасли ИТ края обусловлены:

  • Отсутствием системной(!) работы над развитием отрасли информационных технологий на основании показателей, определённых в соответствии с требованиями стратегии развития отрасли;
  • Созданием Администрацией преференций в пользу своих ведомственных предприятий.

Выступая с критикой отсутствия системной работы региональными властями над развитием отрасли на основе принятых показателей результативности я нисколько не умоляю ту позитивную работу в ИТ сфере, которая проводится некоторыми сотрудниками Департамента информатизации. И выражаю им свою благодарность за их гражданскую позицию. Но эта, безусловно позитивная работа, носит точечный, бессистемный характер и повлиять на результативность показателей отрасли не может.

Текст Стратегии развития ИТ отрасли предполагает установление долгосрочного партнёрства между гос. сектором и ИТ компаниями. Многие предприятия ИТ отрасли края планируют своё участие в таком партнёрстве, инвестируя значительные средства (десятки миллионов рублей) в выполнение и обслуживание различных, порой нелёгких, требований, необходимых для осуществления долгосрочного сотрудничества с государственным сектором. И пренебрежительное отношение к инвестициям компаний не способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в крае.

В результате бездействия по системному(!) исполнению в крае Стратегии развития ИТ отрасли, определённой поручением Президента РФ, или в результате необдуманных действий чиновников, сегодня инвестициям компаний ИТ отрасли края наносят вред, который полагаю нужно измерять конкретными цифрами и показателями, определёнными в терминах Стратегии развития ИТ отрасли.

В частности: — Доходы в компаниях ИТ отрасли края в 2014 году по отношению к 2013 году упали на 15%.

— Отсутствие в ИТ отрасли края роста объёма тиражного программного обеспечения, в том числе произведённого ИТ компаниями края для использования в гос. секторе края, из-за того, что уже много лет политика органа исполнительной власти региона направлена на использование ПО разработки западных регионов;

— Отсутствие в ИТ отрасли края роста объёма заказной разработки программного обеспечения, в том числе из-за того, что деятельность органа исполнительной власти уже много лет направлена на создание заказов программного обеспечения в западных компаниях;

— Отсутствие роста объёма услуг системной интеграции, выполненными ИТ компаниями края. В том числе из-за того что деятельность Администрации края и её органа исполнительной власти ориентирована не на содействие ИТ компаниям края, а на создание условий для размещения гос. заказа через СХЕМУ своего ведомственного учреждения;

— Работы по оценке объёма внутреннего рынка орган исполнительной власти не ведёт.

Не создают условий для освоения внутреннего рынка ИТ компаниями региона;

  • Объём продаж услуг, производимый ИТ компаниями края на внутреннем рынке и на внешнем (по отношению к региону) не оценивается;
  • -Объём продаж оборудования и аппаратно-программных комплексов, производимый ИТ компаниями края не оценивается.
  • Потери инвестиций компаниями ИТ отрасли края из-за необдуманных действий никто не осознаёт;

К какому результату в развитии отрасли ИТ Администрации региона идёт? Какие условия созданы в регионе для роста показателей развития в отрасли? Развивали ИТ отрасль действиями, основанными на законе или разрушали действиями, основанными на законе? Или вообще не делали ничего для развития ИТ отрасли в крае? Не кажется ли Вам, что конструкцию «Все наши действия основаны на законе, но извините отрасль региона деградировали» мы где-то с Вами уже наблюдали?! Почему меня это волнует? Почему это важно каждому руководителю регионального предприятия? Полагаю не только, потому-что за каждым из нас коллективы людей и дело созданное нашим трудом! Дело в том, что в нашей жизни это уже было! Когда абсолютно законным способом разваливали предприятия, потом разваливали отрасли, потом регионы, потом страну развалили……….И всё происходило совершенно законно и никто поделать ничего не мог, потому-что за факт отсутствия результата развития отрасли сегодня ответственность формально не определена. Так-что дело тут не только в законности или противозаконности действий ответственных лиц, а в том, что действия или созданные условия способствуют реальному развитию или нет!

Предлагаю оценивать факты, препятствующие развитию отрасли не только с позиции закона, но и в этой парадигме! Приведу некоторые из фактов. 08 апреля 2014 года, своим Распоряжением № 109-ра «О создании краевого государственного бюджетного учреждения «Информационнотехнический центр Приморского края», Администрация учредила ведомственное предприятие (ИТЦ). Пунктом 1.10 Устава, это бюджетное Учреждение наделено исключительным правом извлекать доход от деятельности по обеспечению Администрации и органов государственной власти. Помимо этого, пунктом 2.4, 2.5, 3.4. данное Учреждение наделено оказанием широкому кругу лиц услуг за плату, т.е. извлекать дополнительный доход от коммерческой деятельности в различных сферах, определённых в уставе этого предприятия.

11 ноября 2014 года Постановлением №459-па Администрация утверждает на 2013-2017 годы государственную программу Приморского края “Информационное общество”. В этой программе весь бюджет “Развития отрасли ИТ” края определён не на развитие отрасли, а на содержание аппарата управления органа исполнительной власти Субъекта РФ — Департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края и преференциями в пользу этого вновь созданного коммерческого бюджетного учреждения ИТЦ. При этом, ИТЦ является бюджетным учреждением, а не компанией отрасли информационных технологий в силу Устава. Можно предположить(?), что 90млн 600тысяч рублей, запланированные на 2015 год уже фактически использованы(?!) нецелевым образом на личные персональные расходы на местном уровне?

2015 год заканчивается. Как в 2015 году эти средства на краевом уровне повлияли на рост показателей, которые определены Правительством РФ для оценки динамики роста ИТ отрасли?!

Складывается мнение, что местная Администрация игнорирует(!) наличие в крае отрасли ИТ и пытается произвести подмену(!) всей отрасли края своим органом исполнительной власти и своим вновь созданным коммерческим бюджетным учреждением ИТЦ.

На наш взгляд, созданием ИТЦ, с монопольной передачей ему всех работ по обеспечению органов власти информационными услугами, нарушается принцип конкурентного характера развития ИТ отрасли, который определён в разделе 5 «Стратегии развития отрасли ИТ», нарушается законодательство в области конкуренции, создавая условия для коррупции.

Конструкция созданной СХЕМЫ(!) нам понятна: «АДМИНИСТРАЦИЯ – ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ – ИТЦ – КОМПАНИЯ ПОДРЯДЧИК». Но нам непонятно, зачем(!) для осуществления партнёрства между государством и ИТ компаниями, которое предусматривается в Стратегии развития отрасли ИТ, нам нужен посредник в виде ИТЦ, которому фактически разрешили заниматься коммерческой деятельностью и одновременно фактически позволяют распределять бюджетные средства ИТ сферы региона?

Также нам непонятно, почему не создаётся долгосрочного партнёрства с ИТ компаниями края, которое предусмотрено в соответствии со Стратегией развития отрасли ИТ», а создаёт долгосрочное партнёрство со своим ИТЦ, консолидируя через него трансляцию значительных денежных потоков, которыми фактически единолично распоряжается руководитель этого предприятия? Мы начали смотреть на эти потоки. И у нас стали появляться вопросы. Например, нам непонятно зачем руководителю ИТЦ нужно было приобретать за безумные деньги право доступа к средствам регистрации федеральной государственной системы ЕСИА РФ. По нашему мнению он побил все рекорды, заплатив за ограниченный доступ на 2 года к федеральной государственной системе по цене 220 000 рублей на одного пользователя!

Мы полагали, что фактически доступ к этой системе бесплатен. При этом, с ИТ компанией, которая выполняет эту работу в соответствии с требованиями федерального закона бесплатно, несколько месяцев не могут подписать безвозмездное соглашения о взаимодействии в СМЭВ! Непонятно, зачем реальным компаниям отрасли края наносить вред их инвестиционным проектам, на которые они решились полагая, что развитие долгосрочного партнёрства с государством предполагается в стратегии развития отрасли ИТ. Зачем руководитель Департамента информатизации края уже(!) в одностороннем порядке прервал все отношения с одной из ИТ компаний в пользу этого ИТЦ (без проведения конкурса)? ИТ компания потеряла свои инвестиции. А в результате бурной совместной деятельности Департамента информатизации и этого ИТЦ, ИТ компания сегодня в этом проекте терпит убытки. Зачем(?) краевая Администрация создаёт свою монополию(!) в пространстве доверия Минкомсвязи РФ, вместо того, чтобы сотрудничать с компаниями ИТ отрасли края аккредитованными в этом пространстве?

18 августа 2010 года, Постановлением № 294-па Администрация края наделила свой Департамент информатизации исключительным правом Удостоверяющего Центра Приморского края. При этом пространство доверия, организованное Минкомсвязи РФ в соответствии с законом №63-ФЗ «Об электронной подписи» не предполагает создания каких либо доминирующих региональных удостоверяющих центров. Пунктом 2.1.8. Положения о Департаменте информатизации края, утверждённого постановлением от 27 декабря 2012 г. N 436-па, Администрация края, не проводя никакого конкурса (в нарушение требований законодательства о госзакупках), наделяет свой орган исполнительной власти монопольно осуществлять функции удостоверяющего центра всего Приморского края. На своём официальном сайте Администрация края рекламирует деятельность этого удостоверяющего центра как единственного (!), игнорируя наличие других удостоверяющих центров, которые созданы инвестициями и трудом предприятий ИТ отрасли края.

2 июля 2015 года Постановлением 213-па Администрация края вносит в Постановление №294-па об удостоверяющем центре Приморского края изменения, которые создают аналогичные(!) монопольные административные преференции созданному ИТЦ. При этом, ИТЦ не обладает полным перечнем разрешений для осуществления такой деятельности удостоверяющего центра. Оно даже не имеет аккредитации Минкомсвязи РФ на эту деятельность. Не говоря уже о соответствии требованиям по обработке персональных данных в этой сфере, лицензиях ФСБ России, аттестации объекта информатизации по требованиям информационной безопасности ФСТЭК России. Становится очевидным, что поскольку ИТЦ не обладают необходимыми разрешениями и лицензиями в этой сфере, их деятельность является незаконной!? Почему эту деятельность, которая рекламируется с официального сайта Администрации как деятельность единственного УЦ Приморского края, и осуществляется без наличия необходимых разрешений и лицензий, соответствующие надзорные органы до сих пор не остановят?! Почему для этого предприятия краевой Администрации действуют исключения и преференции в этой сфере?!

Возмущение вызывает и другой факт. Всё это время (с 2009 года до августа 2015 года) программно-аппаратный комплекс этого УЦ физически располагается на площадке отраслевого ИТ предприятия края под видом(в качестве) ведомственного(корпоративного) УЦ Администрации края. И поскольку Департамент информатизации Приморского края и это ИТЦ уклоняются от компенсации затрат на содержание этого УЦ, компания, на площадке которой размещался этот УЦ, вынуждена содержать этот режимный объект за счёт своих средств! Прямой ущерб предприятию отрасли ИТ от такой бурной деятельности органа исполнительной власти края составил около 1600000 рублей. А ущерб ИТ отрасли и реализации гос. программ в результате монопольного позиционирования этого УЦ на рынке Приморского края никто не оценивал. Полагаю, что процесс подгонки, имитации с целью ввода в заблуждение называется подлогом?!

Когда это стало очевидным, было направлено письмо вице-губернатору, курирующему ИТ-отрасль края, с просьбой удалить этот объект с территории нашего режимного предприятия. Уважаемый Александр Владимирович, прошу обратить внимание лидера Народного Фронта (В.В. Путина) и Правительство РФ о том, что в реальности ИТ отрасль края не развивают .

Октябрь 2014 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *