Лежачий камень цифрового неравенства

Цифровая экономика из стратегического приоритета для государств превращается в реальность для бизнесов, муниципалитетов и населения. И, как и любой другой экономический показатель, уровень цифровизации страны нуждается в критериях оценки. Это послужило мотивацией для разработки индекса «Цифровая Россия». Центр Финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО создал авторскую методологию, позволяющую учесть количественные показатели и экспертную оценку, основанную на анализе метаданных, отражающих процессы цифровизации регионов. При этом расчет индекса «Цифровая Россия» основывается на событиях, имеющих отношение к процессу цифровизации регионов, которые нашли свое отражение в открытых источниках, с учетом достоверности, цитируемости и тональности событий. Рейтинг рассчитывается по 44 показателям и 4 направлениям: регуляторная среда, институты бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства.

В результате проведенных исследований были получены значения индексов «Цифровая Россия» для каждого из 85 субъектов Российской Федерации и обобщенные показатели для федеральных округов. В качестве периода для оценки был взят 2018 год в сравнении со значениями цифровизации по итогам 2017 года. Данные за 2019 год появятся только в следующем, 2020 г. Уже полученные результаты 2018 г. позволяют оценить динамику процессов цифровизации как точечно, так и в среднем по стране, выявить лидирующих и отстающих субъектов РФ.

Ситуация в целом по стране складывается следующая. Во-первых, уровень внедрения цифровизации в субъектах РФ изменяется год от года и существенно различается. Причем, десятку лидеров среди субъектов РФ легко можно было бы предсказать и без специальных исследований, ведь регионы-лидеры располагают значительными финансовыми, кадровыми, научными и административными ресурсами, а также развитой информационной инфраструктурой:

Лежачий камень цифрового неравенства

Секрет лидерства данных регионов прост. Если оставить в стороне статусы 2-х столиц, в остальных регионах из первой десятки сразу осознали, что цифровизация – это будущее с мировым трендом. И те, кто активно включится  в процесс цифровизации первым, далеко обойдет остальных. Законы экономики просты: там, где капитал, там есть человеческие ресурсы, компетенции, правила и условия для успеха. Регионы первой десятки сразу же и первыми включились в Национальную программу «Цифровая экономика Российской федерации» начав с фундамента – законодательных актов регионального уровня. Значения индекса для 10 замыкающих список Субъектов Федерации почти в два раза меньше, чем показатели десятки лидеров. При этом значения индекса за 2017 год колеблются между 25 и 29. Несмотря на это, цифровизация динамично развивается, и в первой половине 2018 темпы роста индекса этих регионов составили, в среднем, 30-40%.

Динамика же рассматриваемого индекса по регионам ДФО вызывает уныние и печаль. Практически все регионы ДФО, включая Приморский край, находятся во второй половине списка, а положительную динамику за рассматриваемый период не показал никто. Приморский край откатился за год на 3 позиции. Аналогичная, и даже более тяжелая, ситуация у наших ближайших соседей по единице административного деления.

Регионы ДФО

Место в 2018 г Регион Балл в 2018 г Место в 2017 г Место динамика (+/-)
18 Республика Саха (Якутия) 71,11 17 -1
33 Сахалинская область 64,35 34 1
41 Приморский край 59,96 38 -3
42 Хабаровский край 59,67 24 -18
47 Амурская область 56,82 39 -8
53 Камчатский край 52,91 41 -12
72 Магаданская область 45,71 73 -1
75 Забайкальский край 44,75 74 1
77 Республика Бурятия 43,65 69 -8
80 Чукотский автономный округ 41,64 85 +5
84 Еврейская автономная область 39,76 83 -1

Значения индекса цифровизации по более крупным единицам административного деления – округам – расположились следующим образом:

Лежачий камень цифрового неравенства

Наш округ входит во «вторую тройку» регионов по значению данного индекса. Здесь главное, чтобы не наступило «самоуспокоение» по результатам общих цифр совокупности Федеральных округов. Рекомендуем  к прочтению статью прошлого номера «Имитации в цифровой экономике», где мы немного раскрываем тему финансирования департаментов края без участия IT-компаний края.

Следует иметь ввиду, что определенная часть регионов начала заниматься цифровизацией еще до внедрения единой государственной программы, поэтому некоторые эффекты, отраженные в значениях индекса, могут быть средне- и долгосрочными эффектами от инициатив, внедренных до 2018 года. Регионы, которые в свое время сразу подключились к реализации постановлений правительства стабильно входят в 20 лидеров и их показатели все время растут. Именно эти регионы выполняют пилотные проекты по цифровизации и внедрению технологии «умный город».  Именно эти регионы имеют теперь возможность тиражировать свои разработки, сохраняя и преумножая свой высокоинтеллектуальный кадровый потенциал, обеспечивая работой выпускников высокотехнологичных специальностей.

А ведь прогресс не стоит на месте. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» рассчитана до 2024 года и с каждым годом сложность и количество решаемых задач будут возрастать. Более того, мировой уровень развития технологий может измениться в течение короткого периода времени благодаря прорывным инновациям, (например, технологии распределенных реестров, искусственного интеллекта и др). Так как темпы развития технологий изменяются, соответственно то, насколько скорость развития инициатив, связанных с цифровизацией регионов России, будет соотноситься с общемировыми, определит дальнейшую динамику индекса «Цифровая Россия» и то, что за ней стоИт.

А как же мы? Приморский край? Владивосток, наконец? Хотя мы и находимся сейчас не на самом последнем месте по уровню цифровизации (есть еще более бледные отражения регионов на цифровом зеркале страны) это не говорит о том, что у нас все хорошо и делать ничего не нужно. Отсутствие движения – тревожный признак и закономерный итог действий региональных властей, а, точнее, их полного бездействия в этой сфере. И географическая удаленность региона должна здесь служить стимулом развития цифровых технологий, а не оправданием административной лени.

Пока в городе еще сохраняется некоторый след IT отрасли, функционируют остатки кадров. Чтобы сохранить, преумножить и развить IT направление в крае, жизненно необходимо, чтобы краевой администрацией была принята программа развития IT отрасли на законодательном уровне. А пока все что мы имеем – это принятую в марте 2018 года Думой города Владивостока «Концепцию развития информационного общества на территории города Владивостока до 2030 г.». Вот только помимо этой концепции ничего больше нет. Никакие действия по ее воплощению в жизнь не предпринимаются.

Нет понимания, нет соответствующих навыков и компетенций? Это же вовсе не проблема. Приведенная выше статистика показывает, что в стране есть достаточное количество регионов с успешными стратегиями развития цифровой сферы. Ничто не мешает брать за основу опыт более успешных городов и областей в РФ, которые уже давно продвинулись в вопросах цифровой экономики.

Например, существует Ассоциация инновационных регионов России (АИРР). В нее входят Республика Татарстан, Республика Мордовия, Красноярский край, Пермский край, Томская область, Новосибирская область, Иркутская область, Калужская область, Республика Башкортостан, Самарская область, Ульяновская область, Липецкая область, Алтайский край, Тюменская область, Новгородская область, Республика Саха (Якутия) (между прочим, наш самый «продвинутый» сосед по ДФО). Цель этой Ассоциации — содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников. Кстати, по данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ этой Ассоциации, по данным 2018 года Владивосток находится на 53 месте, а по данным 2017 года – на 44. Регресс налицо. В то время как ближайший к нам Хабаровск – за год перескочил с 40 места на 18-е.

Потекут ли когда-нибудь идеи, начинания, деньги под наш неподъемный лежачий камень цифрового неравенства? Или так и будем мы двигаться своим привычным теплым ламповым путем: ждать у моря погоды и безуспешно и неубедительно догонять тех, кто обогнал нас – навсегда.

Подготовлено с использованием материалов исследования «Индекс «Цифровая Россия» Центра Финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *