Арт-мир в режиме онлайн

Арт-мир в режиме онлайн

Из-за пандемии COVID-19 этой весной в диджитал-формат перешли сотни культурных проектов и событий. Ранним антикризисным примером стало гонконгское отделение ярмарки Art Basel, которая в конце марта впервые открылась онлайн более чем с 230 галереями-участниками. На сентябрь перенесена Art Basel в Базеле, а открытие 17-й Венецианской архитектурной биеннале предварительно отложено до августа, и это лишь часть перемен, связанных с коронавирусом. Пока большинство выставок сдвинуто на конец лета, осень или на неопределенный срок, перечисляем важные онлайн-проекты, которые можно изучить, не выходя из дома. С каждым днем таких становится все больше.

Галерейный диджитал

David Zwirner первой из мегагалерей запустила выставочные онлайн-залы в 2017 году, так что кроме текущих выставок, в том числе Дуга Уилера, можно пересмотреть и весь архив за три года. Теперь виртуальная площадка Viewing Room открыта и у галереи Hauser & Wirth: 25 марта там началась веб-выставка с рисунками Луиз Буржуа за 60 лет, с 1947 по 2007 год. Подборку дополнит запуск серии Dispatches с видео- и онлайн-материалами, углубляющими знакомство с художниками. Это и прямой эфир из дома Мартина Крида, и видео из студий Филлиды Барлоу, Джорджа Кондо и Эйвери Сингер, а также образовательные мероприятия — например, с Доном Маккаллином и директором лондонского Музея дизайна Тимом Марлоу.

Эммануэль Перротен начал похожую программу #Unclocked c художниками своей галереи, дополняя визиты в мастерские и прочие сетевые трансляции подкастами и плей-листами. Виртуальные версии выставок тоже есть: знакомьтесь с новыми работами молодого кейптаунского живописца Цинги Самсона, которые до конца июня показывает нью-йоркское отделение Perrotin на Орчард-стрит, а также с экспозициями Бхарти Кхер, Софи Калль, Паолы Пиви и других художников из пула Perrotin. Появились Viewing Rooms также у галереи Lehmann Maupin. Впервые публичные виртуальные выставки организовала Pace (ранее такие были доступны лишь в частном режиме). Они посвящены 86-летнему Сэму Гиллиаму, первому афроамериканцу, представлявшему США на Венецианской биеннале в 1972 году, и знаменитому карикатуристу Солу Штейнбергу, активно рисовавшему для журнала The New Yorker с середины сороковых до конца XX века.

Кроме Art Basel Hong Kong в марте появилась и онлайн-платформа Alserkal, запущенная одноименной арт-неделей в Дубае. Здесь все куда реалистичнее: стенды участников выполнены в виде 3D-моделей и позволяют осмотреться на 360 градусов, «подойти» к выставленным работам и также приобрести их онлайн. На диджитал-версии решаются не все: так, кельнская ярмарка Art Cologne объявила о переносе с апреля на ноябрь, где она совпадет с Cologne Fine Art & Design, а нью-йоркская Frieze — о том, что в мае 2020 года не состоится. Та же судьба постигла весеннюю TEFAF New York, она теперь пройдет в свои традиционные осенние даты и откроется 31 октября.

Без биеннале

В марте стало известно, что павильон России в Венеции, теперь возглавляемый директором фонда V-A-C Терезой Мавикой, откроется в диджитал-режиме в запланированные даты — не дожидаясь начала самой архитектурной биеннале, запуск которой перенесли с мая на август. Предполагавший максимальную открытость проект Open! станет экспериментальной цифровой площадкой, где победившие в отборочном конкурсе молодые архитекторы, как сообщается, «начнут диалог о функциях и ценностях (культурных) институтов» — под руководством нынешнего куратора российского павильона итальянского архитектора и урбаниста Ипполито Пестеллини Лапарелли.

Вскоре после того, как открытие 17-й Венецианской биеннале перенесли на конец августа, были также отложены биеннале в Глазго, Дакаре и Риге. Дебютная биеннале в Хельсинки, открытие которой намечено на 12 июня, на момент написания материала не объявила о переносе. А 22-я Сиднейская биеннале, начавшаяся в середине марта и проработавшая меньше двух недель, перешла в онлайн: узнать больше о коренных народах Австралии и всем, что скрывается под темой Nirin, можно на официальном сайте. В биеннале участвуют Артур Джафа, Лор Пруво, Занеле Мухоли и десятки менее известных в арт-среде авторов.

Новая музейная жизнь

«Гараж», первым из московских музеев закрывшийся на карантин 14 марта, обосновался в сети с проектом «Самоизоляция», ридинг-группами и лекциями в прямом эфире. Еврейский музей и центр толерантности перевел в онлайн важнейшую выставку 2020 года — «(Не) время для любви. Истории влюбленных, переживших холокост» с работами Кристиана Болтански, Мирослава Балки, Сигалит Ландау, Михаль Ровнер, Хаима Сокола и других современных художников, а также графикой бывших узников концлагерей Эстер Шенфельд и Илки Гедо. В сотрудничестве с тремя десятками музеев мира интерактивную онлайн-выставку с 800 работами Фриды Кало создали на платформе Google Arts & Culture. К той же платформе, запущенной в 2011 году и уже несколько лет позволяющей попасть в лучшие музеи мира виртуально, присоединился амстердамский Рейксмюсеум. Лос-анджелесский музей The Broad, имеющий пару зеркальных комнат Яйои Кусамы в постоянной экспозиции, превратил одну из них в «Infinite Drone». Так называется выложенное на YouTube-канале музея видео, где со звездной работой взаимодействует композитор Женева Скин. Как и прежде, виртуальные музейные туры предлагают Музей Гетти в Лос-Анджелесе и нью-йоркская коллекция Фрика, Британский музей и Лувр, а также Музей искусств Сан-Паулу и множество других. Продолжать список всего, что открывает онлайн-доступ к искусству, и смотреть его можно практически бесконечно.

Автор: Анна Померанцева

источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *