Маркировка шин: верной дорогой в нужном направлении?

1 ноября 2020 года в процессе внедрения маркировки шин наступит очень важный этап – с этого момента в нашей стране будет запрещено производство и импорт немаркированных шин, а также покупка таких шин для участников оборота, работающих с производителями и импортёрами напрямую.

Маркировка шин: верной дорогой в нужном направлении?

Сразу следует отметить, что всё это касается только новых резиновых пневматических шин и покрышек. Основным официальным документом, регламентирующим маркировку шин, является Постановление Правительства РФ № 1958 от 31.12.2019. Согласно данному Постановлению маркировке подлежат только новые шины. Шины б/у, колеса в сборе, а также шины для использования на воздушных судах, для велосипедов, восстановленные шины, резиновые камеры и ободные ленты из процесса маркировки на данный момент исключены.

27 мая 2020 года Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК» провела онлайн-конференцию по вопросам маркировки шин.

На конференции обсуждались различные вопросы, связанные с работой в системе «Честный ЗНАК» и интеграцией маркировки в уже существующие бизнес-процессы производителей и импортёров шин, вопросы выпуска и нанесения кодов маркировки, особенности таможенного оформления товаров такого типа и многое другое. Слушатели конференции могли задать вопросы спикерам и получить ответы в режиме реального времени.

Маркировка шин и покрышек в стране вводится по следующему графику:

Каждый участник оборота шин обязан зарегистрироваться в системе мониторинга в течение 7 дней со дня возникновения необходимости оборота шин.

С 1 ноября 2020 года в РФ запрещено производство, импорт и приобретение немаркированных шин – для компаний, работающими напрямую с производителями и импортерами.

До 15 декабря 2020 года необходимо промаркировать шины, купленные до 1 ноября 2020 года, но ввезенные в РФ после этой даты.

С 15 декабря 2020 года в РФ полностью запрещается оборот немаркированных шин. Товарные остатки, нереализованные до этой даты требуется промаркировать до 1 марта 2021 года.

С 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны передавать сведения в отношении всех действий по обороту шин в систему маркировки «Честный ЗНАК».

Схема работы в системе маркировки «Честный ЗНАК» для всех участников оборота шин стандартная: руководитель компании должен купить электронную подпись на своё имя, зарегистрировать компанию в системе «Честный ЗНАК». Далее, в зависимости от вида деятельности и масштабов оборота, в личном кабинете регистрируются сотрудники компании, которые будут работать с маркированными шинами (для каждого из них тоже понадобится собственная электронная подпись). Производится настройка и интеграция «Честного ЗНАКа» и ваших систем ЭДО и бухгалтерского программного обеспечения, выбирается и настраивается необходимое оборудование (онлайн кассы, устройства сбора данных, оборудование для печати марок). В системе «Честный ЗНАК» вы сможете выбрать все необходимые вам опции взаимодействия и получить необходимые инструкции.

Система создаётся таким образом, чтобы максимально использовать уже существующую цифровую инфраструктуру предприятий и государственных органов: онлайн кассы, электронные подписи, системы ЭДО и бухгалтерские программы.

Суть системы маркировки и прослеживания в следующем: на новые шины наносится средство идентификации — код Data Matrix. При ввозе в страну или при производстве на территории РФ в систему мониторинга подаются сведения о вводе шин в оборот (это делает производитель или импортёр).

Далее, в процессе транспортировки и реализации в систему подаются сведения о передаче прав собственности на шины. Каждый из этих этапов осуществляется посредством оформления электронных универсальных передаточных документов (УПД), в которых указываются коды продукции.

Обмен участников оборота шин документами происходит с использованием систем электронного документооборота (ЭДО).

При розничной продаже конечному покупателю должна использоваться ККТ с функцией передачи данных оператору ОФД.

В ходе конференции было продемонстрировано видео с примером того, как заказывать коды на шины в системе «Честный ЗНАК» в режиме ручной маркировки и как ими потом пользоваться. Вы можете ознакомиться с данным демонстрационным видео ниже:

чс

Большое внимание на конференции было уделено вопросам выбора методов нанесения маркировки на шину. Таких методов существует достаточно много, строгих требований к выбору метода нанесения не существует. Главное, чтобы нанесённая этикетка выдержала весь процесс передачи от участника к участнику оборота (перегрузка, транспортировка, хранение), не потерялась и осталась читаемой до момента вывода из оборота (т.е. продажи).

Отсутствие единого решения в методе нанесения этикеток связано с материалом и технологией изготовления шин, особенностями их транспортировки, а также с тем, какие договоренности существуют у импортёров с зарубежными производителями – ведь в страну шина должна попасть уже промаркированной, а наладить процесс маркировки на иностранном предприятии удаётся не всегда.

Основные методы нанесения этикетки с кодом маркировки для шин

Этикетка вваривается в шину. Такая этикетка имеет 100% выживаемость. Но может быть нанесена только при изготовлении шины. То есть необходима договорённость с заводом-производителем. Ещё один минус – может потребоваться её удаление при шиномонтаже.

Этикетка печатается на принтере и наклеивается на шину. В этом случае этикетка на готовую шину может наноситься на любом этапе (например, на таможенном складе). Но выживаемость таких этикеток 70-90%. При этом терять коды маркировки изделия запрещается. Также при печати таких этикеток используется специальный клей, способный удержать марку на материале шины, и при печати на обычных принтерах данный клей может вытекать и затруднять печать. Для повышения надежности печатных этикеток рекомендуется дублировать этикетки и наносить их на шину дважды. И конечно, чем выше класс печати, тем выше запас надежности марки.

Печатать этикетки можно самим – создать комплекс печати на своём предприятии. Можно заказывать печать в типографии. Типография обычно гарантирует более высокую выживаемость и читаемость, а также можно использовать разные цвета для удобства работы. Выбор за вами.

Главный критерий: при транспортировке марки не должны отклеиваться. Это особенно актуально для маркировки остатков.

Место нанесения и размер этикетки также варьируются и не имеют единых стандартов.

Также в ходе конференции об особенностях импорта маркированных шин рассказал Андрей Горбатов, руководитель проекта по маркировке ООО «Эф.Эс. Макензи».

Маркировка шин может быть произведена на трёх этапах: на производстве, на любом транзитном складе по маршруту перевозки в стране-производителе, при ввозе в Россию – на таможенном складе.

Маркировка шин при перевозке имеет свою специфику – она имеет высокую стоимость по отношению к стоимости товара на единицу веса при перевозке в транспортном средстве. Поэтому очень важно попытаться сократить себестоимость маркировки по отношению к стоимости товара. А значит, нужно точно и правильно нанести коды маркировки, сделать это максимально дешево, исключить дублирующие операции, обеспечить сохранность кода до конечного покупателя.

Большое количество шин поставляется в РФ из стран Азии. Поэтому таможенное оформление, маркировка и ввод в учетную систему очень часто проводится на Дальнем Востоке страны, в частности во Владивостоке.

Организация процесса маркировки шин на Дальнем Востоке имеет свои особенности. Например, во Владивостоке очень маленький выбор таможенных складов. Сейчас их только два. Они имеют ограничения в плане обработки большого количества товаров. Однако, есть перспективы роста количества таких складов. Также существует недостаток сотрудников – на этом рынке мало людей с высокой квалификацией, которым можно поручать сложные задачи связанные с IT и маркировкой.

Поэтому расходы на комплекс действий в схеме маркировка+транспорт+таможня нужно рассчитывать совокупно и внимательно прорабатывать каждый этап, так как каждый из этих этапов может сильно увеличить ваши траты и негативно повлиять на конечную стоимость товара.

Участники конференции живо интересовались вопросом переноса сроков этапов маркировки. Представители системы «Честны ЗНАК» особо отметили, что перенос сроков не планируется. И независимо от сроков надо готовится к работе с маркированными товарами, чтобы иметь возможность отладить все процессы без спешки.

Маркировка обуви

Маркировка молока и воды

Маркировка табака

Маркировка лекарств

Маркировка парфюмерии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *