Тинькофф вместо Сбербанка – выбор Яндекса

Тинькофф вместо Сбербанка – выбор Яндекса

Как сообщает TCS Group, достигнута предварительная договорённость о покупке Яндексом TCS Group — головной структуры Тинькофф. Стоимость сделки: $5,5 млрд (около 417 млрд руб.).

Инвесторы обеих компаний позитивно отреагировали на новость, а эксперты считают, что сделка может создать мощную экосистему, альтернативную проекту прежнего партнера Яндекса на рынке цифровых сервисов Сбербанка с Mail.ru Group. Риски же – в интеграции новых активов, для успешности которой, вероятно, потребуется сохранить управленческую команду банка, отмечают аналитики.

Обе стороны уточняют, что окончательные условия пока не определены, нет и обязательства по сделке. Она потребует одобрения собрания акционеров Яндекса, а также ЦБ и Федеральной антимонопольной службы.

Яндекс до недавнего времени развивал совместный бизнес со Сбербанком — сервис электронных платежей «Яндекс.Деньги» и группу компаний «Яндекс.Маркет». Однако в июне 2020 стороны официально объявили о разделе активов. Сделка была закрыта в июле: Сбербанк купил 25% плюс 1 акцию «Яндекс.Денег» у «Яндекса» за 2,4 млрд руб., консолидировав актив, а «Яндекс» выкупил долю Сбербанка в «Яндекс.Маркете», которым они владели на паритетных началах, за 42 млрд руб.

Сбербанк при этом активно развивает свою систему сервисов с Rambler Group и Mail.ru Group. В конце июля 2020 банк получил контроль в первой группе, а со второй создал совместное предприятие, куда вошел ряд сервисов Mail.ru Group, в том числе агрегаторы такси и доставки еды. В ноябре Сбербанк договорился о выкупе до 20% голосующей доли в Mail.ru Group.

После отмены сделки со Сбербанком для Яндекса покупка TCS выглядит логичным шагом, уверен управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков.

Сделка находится в мировом тренде создания экосистем, которые могут предложить клиентам огромную совокупность услуг в самых разных областях. При этом на первый план здесь выходит вопрос качества интеграции.

Сделка позволит объединить всевозможные данные о пользователях и предлагать максимально релевантные услуги, соглашается аналитик BCS Global Markets Мария Суханова. «С точки зрения синергии идея понятная, но, чтобы в долгосрочной перспективе сделка оказала позитивный эффект на бизнес, желательно сохранить команду Тинькофф-банка. Для Яндекса банковский бизнес все-таки не родной и несет новые – кредитные – риски», – поясняет она.

С точки зрения бизнеса Тинькофф-банка смена владельца может позволить дополнительно увеличить клиентскую базу, в том числе за счет потенциальных партнерских проектов с Яндексом, полагает младший вице-президент Moody`s Мария Малюкова.

Но ждать значительного прироста клиентской базы Тинькофф-банка после сделки с Яндексом не стоит, так как у кредитной организации уже есть развитая схема привлечения розничных клиентов и узнаваемый во всех регионах бренд, указывает аналитик «Эксперт РА» Юрий Беликов.

Механика покупки TCS Group пока неясна. Если Яндекс потратит большую часть свободных денежных средств, не привлекая долга, интернет-компании может потребоваться провести SPO еще примерно на 15% капитала, что создает краткосрочный риск размытия, рассуждает Мария Суханова. На конец второго квартала у Яндекса, согласно отчетности, есть около 217,5 млрд руб. денежных средств, если вычесть средства «Яндекс.Такси».

Авторы: Дмитрий Шестоперов, Виталий Гайдаев, Ксения Дементьева, Ольга Шерункова, Полина Трифонова

источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *