Монополия на просвещение

Монополия на просвещение

Приказ Минпросвещения препятствовал деятельности ряда издательств по выпуску учебников. Действия министерства создавали антиконкурентное положение на рынке школьных учебников.

ФАС России признала Министерство просвещения РФ нарушившим антимонопольное законодательство. Его действия привели к тому, что школы не могли использовать в своей работе учебники, которые были выпущены рядом издательств. Таким образом, министерство ограничило конкуренцию между издательствами на рынке школьных учебников. Вместе с тем, антимонопольное ведомство не стало выдавать предписание Минпросвещения России, так как нарушения были устранены в процессе рассмотрения дела.

Напомним, в 2018 году Минпросвещения России безосновательно направило на дополнительную экспертизу учебники, которые уже содержались в федеральном перечне школьных учебников, а также те, которые планировались к включению в него. Также оно издало Приказ № 345, которым исключило из перечня часть ранее находившихся в нём учебников. При этом Минпросвещения РФ не представило в антимонопольное ведомство документов, которые бы подтверждали обоснованность этих действий.

«Анализ рынка школьных учебников показал, что проведённая по решению Минпросвещения России дополнительная экспертиза учебников, а также принятие им Приказа № 345 привели к тому, что в новый перечень не вошло более 220 учебников, с рынка ушли три издательства, а девять сократили свою долю на рынке школьных учебников. Таким образом, действия министерства оказали прямое влияние на расстановку сил на данном товарном рынке», — комментирует Юлия Ермакова, заместитель начальника Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России.

В процессе рассмотрения дела Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия министерства могут содержать признаки нарушения Закона о защите конкуренции [1], поэтому выдала Минпросвещения России предупреждение. Антимонопольное ведомство рекомендовало министерству вернуть в федеральный перечень учебники, которые были из него необоснованно исключены. Кроме того, оно должно было рассмотреть заявки на включение в перечень учебников, которые были поданы в Минпросвещения России до принятия им Приказа № 345.

Однако предупреждение не было исполнено министерством, что послужило поводом для возбуждения антимонопольного дела.

В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что Приказ № 345 не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. При этом, как показала правовая экспертиза, этот приказ является нормативным правовым актом и подлежит государственной регистрации. Поэтому Минюст России вынес Минпросвещению России представление о его отмене.

«В процессе рассмотрения дела Министерство просвещения РФ отменило спорный приказ, а также предприняло все меры, чтобы устранить нарушения антимонопольного законодательства. Им был издан новый порядок по формированию федерального перечня учебников, а также приказ об утверждении нового перечня, которые прошли правовую экспертизу и были зарегистрированы в Минюсте России. В итоге Комиссия антимонопольного ведомства приняла решение, что выдавать предписание Минпросвещения России нецелесообразно», — комментирует Андрей Цариковский, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России.

Справочно:
[1] п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции

источник: УФАС РФ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *