Бизнес и наука

Правоприемники советской науки – росссийские ученые в «лихие 90-е»  конечно,  тоже пережили непростое время. Страна массово уходила в свободный рынок, а научным институтам и региональным отделениям Российской Академии наук фактически  сразу было сказано уходить в бизнес.  Конечно, с открытиями границ и свободой перемещения часть научного сообщества страны оказалась за рубежом.  Другая часть служителей науки  осталась и в достаточно непростых условиях пыталась продолжать научные разработки.

Массовая сдача в аренду помещений институтов под «новомодные офисы» зарождающегося в те времена бизнес-сообщества наверняка затронула каждый город. Где-то в помещениях бывших НИИ еще продолжают функционировать научные учреждения, оставив из многоэтажных зданий себе пару-тройку кабинетов, да вывеску на фасаде. Кто-то вообще прекратил свое существование, превратившись полностью в бизнес-центр. А кто-то напротив, сумел сохранить и здание и кадры и научную базу.

В такое непростое время перестройки общества и построения свободного рынка и был создан в 1988 году Институт проблем морских технологий в г. Владивостоке. Создан он был при непосредственном участии организатора и первого директора института  Михаила Дмитриевича Агеева. Основным направлением научной деятельности Института стала  разработка и создание автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) и их систем.

Уже в 1991 году Институт с его уникальными наработками начал выходить на международные рынки.  По совместному российско-китайскому проекту (с Шеньянским институтом автоматики) был создан подводный робот для геологической разведки на глубинах до 6000 м. В структуре аппарата реализована локальная вычислительная сеть с использованием международных промышленных электронных стандартов. Далее интерес к институту и его разработкам проявили Корея, США и другие страны. Научная деятельность  дополнялась сотрудничеством с зарубежными партнерами, что позволило Институту сохранить  кадровый потенциал и не превратиться в «офисное здание».

Институт проблем морских технологий Щербатюк

В ноябре  2020 года  Владивосток узнал новость, что  нынешний директор института, член -корреспондент РАН, Щербатюк Александр Федорович задержан и помещен под арест в СИЗО.

В чем же дело?  Да в тех же подводных роботах, которые Институт начал делать совместно  с КНР еще  с 1991 года. Нынешний робот, который стал причиной ареста крупного ученого предназначался также для Китайского университета.

Следствие предъявляет  директору Института  Щербатюку Александру Федоровичу обвинение по статье 285 ч.1 УК- злоупотребление должностными полномочиями.

Все дело в МИПах

Малое инновационное предприятие МИП – это как раз та форма, которая позволяет на практике превращать результаты научной деятельности  университетов и институтов  в востребованную обществом и рынком продукцию. Для этого Минобрнауки России  ведет целый реестр создания хозяйственных обществ (хозяйственных партнерств).  В 2017 году  Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук зарегистрировал малое инновационное предприятие  с названием «Инновационное предприятие морских технологий» и получил номер в реестре Минобнауки 4001.

Контракт с Шанхайским университетом  на 17,5 млн руб заключен, подписан как раз через МУП «Инновационное предприятие морских технологий», продукция произведена, отправлена на таможню, но неправильное оформление  документов привело к аресту груза. Дальше больше – проверка показала, что МИП перечислил Институту пока только 10 миллионов, а значит 7,5 – это ущерб.  По версии следствия (цитата из пресс-релиза СК по Приморскому краю):

При этом он знал, что материальное обеспечение и штат сотрудников, необходимых для  производства  аппарата отсутствует,  и  фактически работы будут выполняться  за счет особо ценного недвижимого имущества и имущества, находящегося на оперативном  управлении института, а также с помощью работников Института.

Но тут совсем уж непонятная ситуация получается. Если Щербатюк, как утверждает следствие,  знал, что  «Материальное обеспечение и штат сотрудников отсутствует», то зачем брался и главное сделал подводного робота?   Для этого МИП и создается, чтобы в рамках законодательства  осуществлять хозяйственную деятельность, используя технологическую базу и кадровый потенциал. Разве не в этом основная цель хозяйственных обществ, которые Минобрнауки рекомендует создавать региональным отделениям Академии наук? Ситуация, конечно непростая. Годы выживания науки, выход науки  в бизнес, и вот результат.       

Конечно, это предварительные следственные данные, и следствие и суд разберутся в данном вопросе. Смущает немного другой аспект  в данной ситуации.  Директору института, председателю ученого совета, члену-корреспонденту РАН, вынесли меру пресечения –содержание в СИЗО.

Неужели предварительные данные следствия показали настолько страшную картину, что единственной мерой пресечения для человека в возрасте является СИЗО г. Владивостока? Есть документы, даты, которые наверняка следственные органы уже изьяли и приобщили к делу. Есть бухгалтерские проводки. Все это зафиксировано и изменить их уже нельзя.  Неужели Щербатюк, оставшись на свободе под подпиской о невыезде сможет что-то изменить в документах, если он действительно виновен?

Вот такой вот получается аспект бизнеса и науки по-Дальневосточному. Еще в октябре 2020 года Александр Федорович выступал на Восточном цифровом форуме в г. Владивостоке и презентовал бизнесу свой доклад «Технология поиска рыбопромысловых объектов с помощью морских роботов, наводимых по данным дистанционного зондирования», о котором мы писали в материале «Как оцифровать регион». И вот в ноябре 2020 получили информацию о задержании человека, двигающего вперед всю подводную робототехнику страны.

Бизнес и наука 1
Фрагмент доклада Щербатюка А.Ф. на Восточном цифровом форуме 2020

Предприниматель и наука

Широкую огласку данному делу придал известный предприниматель и основатель компании ДНС Дмитрий Юрьевич Алексеев. Приведем текст публикации Дмитрия от 17 ноября на личной странице в Facebook:

Думал меня уже сложно удивить, но административно-силовому безумию похоже нет предела. Теперь у нас начали сажать Академиков! Но по порядку: Когда нужно изобразить что-то инновационно-технологическое на ДВ, то все всегда вспоминают про Подводную Робототехнику. Тут действительно есть чем гордиться, поэтому будь то ВЭФ или визит президента, необходимость исследовать арктический подводный хребет или найти подводную лодку – это все Институт Проблем Морских Технологий (ИПМТ) и их Подводные Роботы.

Директор ИПМТ – Александр Федорович Щербатюк. Умница, замечательный ученый и инженер, доктор наук, член-корреспондент РАН. Он, наверное, уже один из последних представителей великой научной школы СССР, кто еще пытается активно работать. Которые прошли сквозь развал 90-х, не ушли в бизнес и не уехали из страны.

Именно Александр Федорович собрал в свое время студенческую команду по Подводной Робототехнике и запустил это мощное движение. И вот теперь он сидит в СИЗО по абсолютно бредовому обвинению. Сейчас я вам опишу вкратце фабулу.

Рассказывать про успехи Подводной Робототехники любят, но на самом деле ИПМТ находится в тяжелой ситуации. Основные заказчики на Подводные Роботы военные, а они сейчас не любят выпускать деньги за пределы Москвы и Питера. Поэтому ИПМТ крутится как может, благо роботов они делают уникальных по мировым меркам и пытаются продавать их за рубеж. Кто знаком с работой госпредприятий, тот знает, как сложно в их рамках что-либо сделать. Поэтому в РАН внедрена практика создания совместных с бизнесом Малых Инновационных Предприятий (МИП), которые и должны реализовывать такие проекты. Создал МИП и ИПМТ, который заключил договор с китайцами на разработку Подводного Робота за 17,5 миллионов рублей. Робот был успешно сделан.

Но потом начались проблемы. Когда заказчику отправили заказ, на таможне пришли в ступор, ибо не видали такого, чтобы с ДВ вывозили не лес и рыбу, а роботов. Началась проверка, подключили ФСБ и проверка решила, что неправильно оформили разрешение на вывоз оборудования “двойного назначения”. Однако через некоторое время начало доходить, что нельзя одной рукой требовать от ученых делать технологическую продукцию мирового уровня, а другой запрещать ее продавать. Но если ФСБ подключилось, то кто-то должен сесть. Дело решено было переквалифицировать в хозяйственное и Щербатюку вменили 285 ч1 (Злоупотребление должностными полномочиями), следствие посчитало, что МИП перечислил в ИПМТ 10 миллионов из полученных 17,5, значит 7,5 – это ущерб. А то что создать Подводного Робота это не перепродать мешок картошки – это никому не интересно.

Итого. Эта история уже даже не про токсичные государственные деньги (их тут нет), а про то, что если ты хоть что-то делаешь, то будь готов сидеть.

Да, по этому левому хозяйственному делу, где единственный ущерб – это возможно недополученная прибыль, суд выбирает меру пресечения арест и сажает уважаемого Академика в СИЗО!

Я на 100% уверен в честности Александра Федоровича, ибо знаком с ним, знаю насколько тяжело приходится ученым, насколько он предан Робототехнике. Ну и кроме того, этот МИП ИПМТ создал вместе с ДНС, ибо я как могу пытаюсь помогать приморской школе робототехнике и точно знаю, что там нет никаких корыстных побуждений, кроме выживания ИПМТ.

Боюсь, что для Приморской Подводной Робототехники это смертельный удар, но нужно как минимум вытащить уважаемого человека из СИЗО.

25 ноября  Дмитрий Алексеев создал петицию на ресурсе  Change.org    http://chng.it/yVFcsQZqFT, хотя в России официальным каналом для подобных петиций является интернет-ресурс  РОИ, https://www.roi.ru/, где  представляет несколько иной взгляд на ситуацию, отличную от версии следствия:

Выдающийся ученый, с мировым именем, действуя в строгом соответствии с законом, действуя от лица Института проблем морских технологий РАН построил для китайского университета Подводного Робота. Разумеется, предварительно получил всевозможные согласования и одобрения на эту научную разработку, включая ФСБ.

Однако следователь посчитал получение от китайцев денег — недополученной прибылью для Института РАН. Якобы деньги поступили не в Институт, а в ООО «Инновационное предприятие морских технологий», одним из учредителей которого является сам Институт.  При этом, следствие не учитывает сложившуюся российскую практику работы РАН, когда «рискованные» проекты (то есть проекты, по которым можно не выполнить в срок, установленный договором свои обязательства) могут повлечь договорные штрафы от заказчика. Для чего и создаются подобные ООО в которые принимаются на работу сами ученые. За проделанную работу они получают полностью заработанные деньги. Никакого уклонения от налогов нет. Никакого хищения бюджетных или иных денег нет. Разглашения государственных секретов нет.  Нет ничего, чтобы принесло ущерб государству или каким-либо лицам. но, к сожалению, есть громоздкая государственная машина, которая порой может усмотреть преступление там где его нет. И тогда держись! Любой российский гражданин, несмотря на свои заслуги с легкостью окажется за решеткой!
Но еще больший абсурд – это садить уважаемого человека, который не представляет никакой опасности для общества, в СИЗО на время следствия.

Бизнес и наука 2
Фотография со страницы Д. Алексеева в Facebook

Мы будем следить за развитием этого дела и держать наших читателей в курсе развития ситуации. Надеемся, что все обстоятельства этого неприятного инцидента скоро разъяснятся.

А нашей науке, да и всем нам пожелаем сил и твердости духа. Ведь, как показывает наш с вами опыт, времена вовсе не становятся легче, они просто меняются. Жаль только, что не всегда в лучшую сторону.

Дополнение от 29.12.2020. Сегодня в Советском районном суде г. Владивостока состоялось судебное заседание по делу Александра Федоровича Щербатюка, члена-корреспондента РАН, директора Института Проблем Морских Технологий. По решению суда Щербатюка оставили в СИЗО еще на два месяца.

Фотографии: Дмитрий Алексеев, Nata Ivanova

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *