Телекоммуникации и масс-медиа: вместе или раздельно?

В Республике Дагестан прошла административная реформа, в результате которой Министерство связи и массовых коммуникаций было разделено на два разных ведомства. Такой подход идет вразрез с федеральными трендами, где регулирование сфер телекоммуникаций и масс-медиа, наоборот, давно было объединено.

Разделение вместо слияния

В Республике Дагестан накануне начала 2021 г. прошло перераспределение полномочий в региональном правительстве. По решению врио главы Дагестана Сергея Меликова Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций было разделено на Министерство цифрового развития и Министерство печати. Прежнее министерство курировало не только вопросы цифровых технологий, но и все, что связано с взаимодействием со СМИ.

Теперь цифровизация, телекоммуникации и ИТ отделены от СМИ. Указом врио главы Республики от 29 декабря 2020 г. новое Министерство печати и информации возглавил Умаросман Гаджиев. Временно исполняющим обязанности министра цифрового развития Дагестана был назначен Сергей Снегирев, который до этого возглавлял реорганизованное министерство.

Телекоммуникации и масс-медиа: вместе или раздельно?

«Считаю, что это придаст большую динамику реализации национального проекта Цифровая экономика в Республике», — сообщил министр цифрового развития Дагестана Сергей Снегирев.

Наперекор федеральным трендам

Дагестан в некотором смысле пошел против привычных трендов. Исторически в России на федеральном уровне были разные регуляторы медиа и телекоммуникаций, и в начале нулевых годов между ними начались конфликты, в частности, из-за вопроса о цифровизации эфирного телевещания.

В результате в 2007 г. Служба по надзору в сфере и служба по надзору в сфере СМИ и охране культурного наследия были объединены в Росохранкультуры, которая напрямую подчинялась правительству. А в 2008 г. было образовано объединенное Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи). Надзорная служба, лишившись полномочий по охране культурного наследия, была переименована в Роскомнадзор и подчинена Минкомсвязи.

В 2018 г. в название министерства было добавлено словосочетание «цифровое развитие». В 2020 г. Минкомсвязи официально получило новое сокращенное название – Минцифры.

Также в сентябре 2020 г. вице-премьер Дмитрий Чернышенко предложил ввести должности замруководителей по цифровой трансформации во всех региональных органах исполнительной власти. Президент России Владимир Путин одобрил эту идею.

Регионы решают сами, объединять или разделять цифровизацию с другими сферами

В некоторых регионах существуют похожие тренды, но далеко не везде. Так, например, если взять распределение полномочий органов исполнительной власти в этой сфере по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО), то можно отметить специфическое разделение полномочий.

В Республике Ингушетия существует Министерство промышленности и цифрового развития и Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации. Причем, если второе явно из внутриполитического блока, то вопросы цифрового развития региона почему-то слиты с промышленностью. Если посмотреть полномочия министерства промышленности и цифрового развития, то цифра — только одна из сфер, которую оно курирует, наравне с контролем тарифов, технического состояния тракторов и аттракционов.

В соседней Кабардино-Балкарии есть отдельное Министерство цифрового развития.

В Республике Карачаево-Черкессия есть Министерство цифрового развития, но в его полномочия, кроме цифровизации и ИТ, входит также связь и телерадиовещание. Также в Карачаево-Черкессии есть Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, которое курирует СМИ (то же самое телевидение), но относится к внутриполитическому блоку.

В Северной Осетии профильного министерства нет. В 2016 г. указом главы республики Вячеслава Битарова Комитет связи и массовых коммуникаций Республики разделен на два ведомства: Комитет по делам печати и массовых коммуникаций и Управление по информационным технологиям и связи. В Ставропольском крае также нет отдельного министерства по «цифре», а есть Министерство энергетики, промышленности и связи. Цифровым развитием, ИТ и связью занимается несколько отделов и подведомственных предприятий министерства.

В Чеченской Республике существует Министерство информации и печати. Судя по структуре регионального правительства, отдельных управленческих структур, которые бы занимались связью, ИТ или цифровизацией пока нет. Судя по официальным сообщениям в Чечне вопросами цифровизации занимается каждое министерство или управление по своему профилю: туризм, ЖКХ и так далее.

Разделение и слияние региональных министерств зависит от KPI губернатора и личных связей

Ведущий эксперт Центра политического (ЦПА) анализа Михаил Захаров пояснил, что в субъектах России по разному структурируется региональное правительство: иногда персональным методом, иногда нет. «В России есть отдельная нацпрограмма «Цифровая экономика» и в ней есть отдельные KPI (ключевые показатели) для регионов, — напоминает Захаров. — Поэтому вполне разумно завести под программу отдельную структуру. На федеральном уровне также нередко происходят разделения и слияния министерств, а также перераспределения полномочий».

Если в целом говорить о развитии цифровизации в масштабах России, то, по данным CNews Analytics, в 2020 г. власти были намерены потратить на цифровизацию и внедрение ИТ около 212 млрд руб., что на 31% больше, чем в прошлом 2019 г. Регионы которые больше всего заложили на это средств на 2020 г. на цифровизацию — это Москва, Санкт-Петербург и Московская область, Пермский и Краснодарский край. Если говорить о СКФО, то Дагестан в этом списке занимает в рейтинге 18 место, Ставропольский край 36 место, Северная Остерия 59 место, Чеченская республика 63 место, Кабардино-Балкарская республика 69 место, Ингушетия 74 место, а Карачаево-Черкессия 79 место. Приморский край в данном списке находится на 15 месте.

источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *